“Идея без реализации никому не нужна”. Как основать стартап, и почему деньги здесь не главное

Пусковой механизм

Технологии сегодня проникают практически во все сферы. А это значит, что даже у людей, далеких от ИТ-сферы, есть шанс поучаствовать в создании успешной технологической компании: нужны идея и желание ее реализовать. И готовность серьезно потрудиться. С чем придется столкнуться и почему хорошая идея — еще не гарантия прибыльного бизнеса, разбираемся вместе с председателем Общества содействия инновационному бизнесу, основателем Стартап-школы Глебом Герасимовичем и экспертом Стартап-школы Александром Милькамановичем.

dv.ee

От идеи — к бизнес-идее

Любое дело начинается с задумки. Одно из золотых правил успешного бизнеса: он должен решать проблему или закрывать потребность клиента. Возьмем классические направления. Супермаркеты появились потому, что людям удобнее делать все покупки в одном месте. Услуги по ремонту позволяют сэкономить на покупке новых вещей и не отказываться от тех, к которым уже привыкли. С технологическими компаниями та же история: к примеру, Airbnb для одних закрывает вопрос поиска жилья в путешествии, другим открывает возможность заработать на “простаивающих квадратах”.

Есть еще нюансы, которые важны, чтобы просто идею можно было назвать уже бизнес-идеей. Александр Милькаманович объясняет:

— Это идея бизнеса, где вы можете зарабатывать. А не, к примеру, решать социальные проблемы.

По мнению Глеба Герасимовича, еще один ключевой момент: принять решение, что вы будете этим заниматься. 

В таком случае первые шаги лучше сделать самому: прочитать про тренды в сфере, в которой вы планируете основать стартап, изучить рынок, понять, что там происходит:

— Дальше все зависит от человека. 

В нашей культуре принято искать партнеров для бизнеса. Большинство стартапов имеет несколько сооснователей, и, как говорят инвесторы, это надежнее и устойчивее.

Поиск команды

Если преодолеть первый шаг многим удается без труда, то когда речь заходит о привлечении соратников — уже сложнее. Особенно для тех, кто далек от сферы ИТ и начинает поиск программистов, не до конца понимая, какой именно специалист ему нужен. Впрочем, прежде чем разбираться в том, какие компетенции необходимы для реализации проекта, следует честно ответить себе на некоторые вопросы, говорит Александр Милькаманович:

— Есть люди, которых можно назвать идейными вдохновителями — они готовы делиться идеями, но не готовы их реализовывать, поэтому ищут исполнителей. Проблема в том, что обычно в подобных случаях дальше идеи дело не идет. Если идея нравится и вы готовы ее подарить — скорее всего, вы в первой группе. Если понимаете, что готовы работать, тогда вперед: нужно понимать, что вряд ли кто-то возьмется за реализацию, кроме вас.

Для поиска соратников есть несколько путей. Во-первых, изучите свое окружение: возможно, в нем есть люди, которые вам нужны и которых заинтересует ваша идея.

Во-вторых, команду можно найти на хакатоне. Условно, это форум, когда в течение двух суток специалисты из разных областей сообща работают над решением какой-либо проблемы. Итог — трехминутная презентация проекта (питч) и прототип. В Минске подобные мероприятия проводятся не так уж редко, но некоторые из них тематические и не со всеми идеями можно податься. Как правило, перед хакатоном создается канал в мессенджерах, а также проводится первая встреча участников, где люди с идеей могут привлечь недостающих специалистов.

В-третьих, нетворкинг — иными словами, посещайте мероприятия, которые могут быть интересны искомым специалистам, и заводите там знакомства. Александр Милькаманович советует посещать подобные ивенты как можно чаще:

— Бывает, на нецелевом мероприятии находишь партнера либо кто-то посоветует эксперта, который поможет. Обычно на хакатоны, митапы люди приходят для поиска и обмена контактами.

Четвертый вариант — поиск групп и сообществ в соцсетях и мессенджерах, где общаются люди из нужных вам сфер. Но будьте аккуратны: прежде чем размещать вакансию, ознакомьтесь с правилами сообщества или посоветуйтесь с администратором. Возможно, просто так заходить с подобными предложениями там не принято. В целом, отмечает Глеб Герасимович, одно из самых важных качеств фаундера — коммуникабельность:

— Нетворкинг помогает находить не только членов команды, но и первых клиентов, партнеров. Из личного опыта: если мы видим, что портреты целевой аудитории двух стартапов очень похожи, можем их познакомить — вероятно, им есть смысл объединить усилия. К примеру, у нас были ребята, которые реализовали проект по платформе для создания сайтов, заточенный под белорусский малый бизнес. И другой проект — по CRM. Мы предложили им связаться: может, у них получился бы более комплексный продукт для малого бизнеса. Целевая аудитория совпадает, они дополняют друг друга и не конкурируют.

Эксперт также дает совет: в конце презентации проекта всегда следует говорить, что вам нужно, — ищите партнеров, клиентов или членов команды.

Продукт на проверку

Когда команда собрана, следует четко поделить роли: кто за что отвечает. И сколько в итоге получает — речь идет о доле, вводит в курс дела Александр Милькаманович:

— Желательно сразу продумать план выхода из стартапа. Такие нюансы приходят уже с опытом, но об этом следует задуматься сразу. Зафиксировать, хоть на салфетке, основные моменты — кто и сколько часов в день обязуется уделять проекту.


Перед тем как собирать команду, основатель проекта уже делал анализ рынка. Но теперь, когда есть команда и идеей занято несколько голов, у каждого свое видение и его нужно привести к единому знаменателю. После того как команда определилась с общей идеей, анализ рынка следует провести заново.

Не следует тратить со старта много времени на разработку. Для начала надо изучить, как пользователи сейчас справляются с проблемой, которую вы хотите решить своим предложением, узнать их мнение об этой проблеме и понять, что может заставить их воспользоваться именно вашим решением.

Конечно, необходимо изучить зарубежный опыт, а также посмотреть “кладбище” стартапов — может, кто-то такое уже делал, — продолжает эксперт. — Надо узнать, почему проект не пошел. То, что он прекратил свое существование, еще не значит, что идея плоха. Возможно, была неверно определена целевая аудитория, выбрано не то время для запуска. Причин может быть масса. Но общение с тем, кто запускал аналогичный стартап, порой позволяет извлечь массу полезной информации.

Проведя подготовительную работу, можно браться за разработку. Начинать следует не с создания всего сервиса, а с минимального рабочего продукта — MVP. Глеб Герасимович поясняет:

— Это продукт, только маленький. Главное, чтобы он решал проблему, ради которой создается. И чтобы его уже можно было показать клиенту. Это актуально для любого бизнеса. Возьмем, к примеру, банный веник. Какую проблему он решает? Получить эстетическое удовольствие. Вот MVP: берешь веточки первого попавшегося во дворе дерева, обвязываешь их веревочкой и даешь такой веник человеку, который идет в баню. Он, допустим, отказывается его брать — слишком маленький. Ты добавляешь веточек и повторяешь попытку. После того как человек им воспользовался, спрашиваешь его о впечатлениях. Допустим, оказалось, что веник неплох, но листья опали. Значит, обычное дерево не подходит, нужно идти в лес. Взяли березу — клиент говорит, что нормально, однако веревка быстро развязывается. Нужно поменять. И так далее. То есть изначально был очень простой продукт, но он уже выполнял свою задачу. Потом модифицировался исходя из того, что говорил клиент.
Главный совет начинающим стартаперам — старайтесь продать свой продукт как можно раньше. Нет смысла тратить годы на разработку того, что никому не нужно. Или за что не готовы платить.

Ищем инвестиции

От создания собственного бизнеса многих удерживает отсутствие капитала. Для некоторых видов офлайн-бизнеса это действительно актуально. Для старта ИТ-проектов деньги зачастую не главное. То, на каком этапе они могут понадобиться, индивидуально для каждого проекта.

Если вы чувствуете потребность в инвестициях, следует для начала четко понять, решат ли деньги вашу проблему. Представьте, вы получили желаемую сумму. Какой это даст результат? — объясняет Александр. — Иногда ребята неправильно определяют целевую аудиторию, и тогда даже за хороший продукт им никто не будет платить. Если это проект для бизнеса, скорее всего, ему нужны партнеры для интеграции. Деньги же обычно привлекают уже на развитие, расширение бизнеса. Когда уже знаешь, в какие каналы нужно вложить финансы, чтобы это принесло наибольшую отдачу.

Часто стартапам нужны не просто деньги, а в большей степени менторство и экспертиза. В таком случае следует присмотреться к акселераторам — специальным организациям, которые помогают стартапам ускорить развитие. За прохождение программы они, как правило, берут долю в проекте — обычно 5—7%. По всему миру существует огромное количество акселераторов, многие из них специализируются на узких направлениях — к примеру, финтех (проекты, связанные с финансами), медтех (медицина) и так далее.

Еще один вариант для начинающих проектов — бизнес-ангелы. Это инвесторы, которые делают вложения в стартапы на первых этапах. Если хорошо проработать этот вопрос, можно получить не только первые финансовые вливания, но и качественную менторскую (наставническую) помощь.

Александр Милькаманович отмечает, что вариантов привлечь деньги — множество, но смотреть всегда нужно по ситуации:

— К примеру, если вы видите, что вложение в проект 1 доллара приносит 5 долларов (но это, скорее, фантастика), есть смысл взять банковский кредит, поискать беспроцентные варианты вместо того, чтобы делиться долей в проекте.

ТОП-5 ИСТОРИЙ УСПЕХА НАШИХ ПРОЕКТОВ

Flo Health.
Мобильное приложение в сфере женского здоровья, использующее в работе технологии искусственного интеллекта, уже скачали более 50 миллионов человек. Миллионами исчисляются не только пользователи, но и инвестиции: в октябре 2018-го стартап оценивали в 200 миллионов долларов, инвестиции в него составили порядка 15 миллионов.

AIMatter.
Известные разработки минского стартапа — мобильные приложения Fabby и Fabby Look, которые позволяют естественным образом изменять цвета фона и объектов на фото и видео пользователей на основании оригинальной технологии применения нейронных сетей. В позапрошлом году компанию купила корпорация Google.



Masquerade.
Одна из самых громких историй успеха белорусов — мобильная программа, которая налагает художественные эффекты на видео- и фотоизображения лиц. За несколько месяцев программа попала в топы рейтингов в 120 странах, ее установили более 50 миллионов человек. В основе приложения — технология компьютерного зрения и уникальный алгоритм трекинга лиц. В 2016-м стартап приобрела корпорация Facebook, белорусскую технологию внедрили в один из сервисов ИТ-гиганта.

Maps.Me.
Проект — мобильная программа с офлайн-картами всех стран. Сервис позволяет без доступа к интернету искать объекты и прокладывать маршруты. В ноябре 2014 года картографический сервис купила российская корпорация Mail.ru Group.




PandaDoc.
Продукт служит для автоматизации документооборота и электронных подписей. Программа официально включена в качестве официальных дополнений к Google Docs и Google Sheets, а среди ее пользователей есть немало крупных платных подписчиков.




gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter