Пушечное мясо

Вспышка ящура в Великобритании по масштабам потерь напоминает настоящую войну
Вспышка ящура в Великобритании по масштабам потерь напоминает настоящую войну

Это только в фильме «Кавказская пленница» на эту тему беззаботно шутили: «В районе эпидемия ящура — всем надо сделать прививки...» Британии, да в общем–то и всей Европе сегодня не до шуток: ящур наносит сокрушительный удар по экономике, разоряя отдельных фермеров и ставя под угрозу существование целой отрасли. Британские фермеры опасаются повторения ситуации 2001 года, когда вспышка ящура обошлась экономике страны, по разным оценкам, от 12 до 16 миллиардов евро. Для сравнения: война с Аргентиной за Фолклендские острова обошлась Великобритании в 1,6 миллиарда фунтов стерлингов (в пересчете на евро — приблизительно 2,3 миллиарда).

Потери от нынешней эпидемии, естественно, пока трудно назвать — массовое уничтожение скота в зараженном графстве Суррей, где был выявлен источник ящура, только начинается плюс к этому на днях выявлен второй очаг заболевания... Каких границ достигнет карантинная зона и в какие суммы выльются убытки фермеров, остается только догадываться. Одно можно сказать точно: это катастрофа, не уступающая по своим разрушительным последствиям военным действиям.

Вчера представители всех 27 стран — членов EС собрались на экстренную встречу, чтобы обсудить совместные действия перед лицом угрозы. Ранее Eвропейский союз, а также Россия и Украина ввели временный запрет на ввоз мясной и молочной продукции из Великобритании. Понятно, что это первая и самая необходимая мера, которая принимается в таких случаях незамедлительно. Но вот насколько долго продлится эмбарго на британское мясо, а речь не только о сочных бифштексах — запрет распространяется на всех животных, подверженных вирусу (крупный рогатый скот, овцы, козы и свиньи), и продукты, изготовленные из мяса этих животных?.. Ограничения касаются также ввоза и транзита бэушного животноводческого оборудования из этой страны. Под ударом и местный туризм, ведь вся территория Великобритании, за исключением северных островов, рассматривается как зона повышенного риска, отмечается в сообщении пресс–службы Еврокомиссии. «Мы уже утратили наш экспорт и очень обеспокоены связанными с этим потерями, — цитирует «Евроньюс» слова главы Национального союза фермеров Британии. — Но, по большому счету, это мелочь по сравнению с тем, что нас ожидает, если мы не справимся с этой заразой».

А ожидает или, во всяком случае, грозит поражение перед лицом самого мощного врага в глобальном мире — рыночных конкурентов. Сегодня главные войны происходят не на поле боя, а на рынках сбыта. Вспомним, например, что эмбарго, которое ввела Россия на поставки мясной продукции из Польши, на годы заморозило отношения Варшавы и Москвы. «Мясной» конфликт приобрел политический характер. Дошло до того, что Польша наложила вето на начало переговоров о продлении основного документа, регламентирующего отношения России и Евросоюза, — соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Москве даже пригрозили заблокировать путь в ВТО за нарушения прав польских производителей. А это уже, как вы сами понимаете, большая политика...

Собственно, защита или, наоборот, захват чужих рынков и является сегодня самой настоящей геополитикой. Иногда проявляющейся в виде торговых войн. И оружием здесь являются мясо, молоко, сахар... А также нефть, газ и другие материальные субстанции, имеющие, как выражаются химики, специфические цвет и запах. Главное, чтобы все эти войны не отдавали душком недобросовестной конкуренции.

Скажем, что касается «невъездного» польского мяса, то Еврокомиссия действительно выявила нарушения санитарных норм почти на половине проверенных польских предприятий. Об этом сообщила газета «Речь Посполита». Теперь Европа убедилась, что предъявленные Россией претензии отнюдь не беспочвенные.

А вот манипуляции «Газпрома» с газовым краником Евросоюз да и Соединенные Штаты однозначно оценивают именно как недобросовестную конкуренцию и шантаж партнера. Государственный департамент США выступил против «политических соображений» в области энергетики, при этом напомнив, что Россия, как и США, на петербургском саммите стран «большой восьмерки» взяла на себя обязательство «гарантировать предсказуемость потоков энергии».

Мало кто сомневается и в том, что препятствия, «вдруг» возникшие было на пути белорусского сахара и мяса к российским потребителям, являлись тем же продолжением газпромовской политики, но другими средствами... Как написала «Файнэншл таймс Дойчланд», «эксперты расценивают переговоры (газовые) как признак желания России распространить свой контроль на белорусскую экономику. Москва переводит свою внешнюю политику на коммерческую основу».

Взаимозависимость экономик сегодня столь велика, что резкие, непредсказуемые колебания на рынках сродни природным катаклизмам. Или техногенным катастрофам. Потери для людей и государств огромны. Конечно, разумный и предусмотрительный хозяин заранее страхуется от возможных форс–мажоров. Но как показывает жизнь, одних страховых полисов, защищающих как от стихийных бедствий, так и от корпоративной алчности и глупости, недостаточно. В цивилизованном обществе куда важнее то, что называется социальной солидарностью и ответственностью. Конечно, свято место пусто не бывает, и британскую говядину на европейском рынке тут же заменит мясо аргентинских буйволов, возможно, даже диких. Но в чем можно не сомневаться, так это в том, что европейские партнеры никогда не допустят возвращения к временам дикого рынка как у себя дома, так и по периметру своих границ.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter