«Пульсация мысли, энергии, музыки проходит через дирижерскую палочку»

В музыкальных кулуарах Могилевщины уже не первый год бытует примета: если имя Николая АЛДАНОВА указано на афишах — билеты на концерт обязательно будут раскуплены. Оно и не мудрено, ведь художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов им. Л. Иванова областной филармонии за пять лет кропотливой работы в Приднепровском крае успел стать не только лицом, но и душой всех значимых музыкальных мероприятий в регионе. Кто еще рискнет ставить с классическим оркестром композиции, в которых двуручная пила, рукомойники, кувшины, ложки, банки будут основными «музыкальными инструментами»? Или не побоится экспериментировать, создавая со школой звонарей Белорусского экзархата ряд совместных проектов, в том числе номера для оркестра с использованием перезвона старинных колоколов…

Уроженец небольшой шкловской деревушки Николай Алданов со своим коллективом – оркестром народных инструментов имени Иванова – собирает полные концертные залы в стране и за ее пределами

В музыкальных кулуарах Могилевщины уже не первый год бытует примета: если имя Николая АЛДАНОВА указано на афишах — билеты на концерт обязательно будут раскуплены. Оно и не мудрено, ведь художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов им. Л. Иванова областной филармонии за пять лет кропотливой работы в Приднепровском крае успел стать не только лицом, но и душой всех значимых музыкальных мероприятий в регионе. Кто еще рискнет ставить с классическим оркестром композиции, в которых двуручная пила, рукомойники, кувшины, ложки, банки будут основными «музыкальными инструментами»? Или не побоится экспериментировать, создавая со школой звонарей Белорусского экзархата ряд совместных проектов, в том числе номера для оркестра с использованием перезвона старинных колоколов…

«Пульсация мысли, энергии, музыки проходит через дирижерскую палочку»

— Музыка — материя живая, — считает Николай Алданов, — и раз уж мы с ней неразрывно связаны, то должны уметь улавливать интонации времени; понимать и принимать современные тенденции, не забывая о многовековых музыкальных традициях. Я стараюсь подбирать репертуар для оркестра так, чтобы был баланс: интересно массовому слушателю, но ни в коем случае не «в угоду» пошлости или безвкусию. Недавно на Первом международном фестивале современной музыки для оркестров народных инструментов в Москве мы представили публике дебютную литературно-музыкальную композицию «Клеопатра», в которой наряду с музыкантами выступали чтецы, звучали бессмертные произведения Плутарха, Анны Ахматовой и других. И надо признаться, что этот синтез литературы и музыки залом был принят на ура, что очередной раз подтверждает — у искусства много граней, но все они сочетаемы.

— Николай Михайлович, могли ли вы в детстве представить, что когда-нибудь будете частым гостем подобных фестивалей, концертов с участием исполнителей мирового значения, всевозможных музыкальных конкурсов?

— Я верю в судьбу. Видимо, мне было предначертано стать музыкантом. А ведь к этому ничего не располагало: родился в небольшой деревушке Шкловского района, где и школы-то музыкальной не было. В один прекрасный день родители, которые к музыке не имели никакого отношения, подарили старшему брату гармошку, но инструмент по большей части простаивал в углу, покрываясь пылью. Поэтому я решил исправлять ситуацию: не зная нот, подбирал на слух популярные мелодии. Видимо, у меня это не так плохо получалось — вскоре соседи стали приглашать в качестве гармониста на юбилеи, свадьбы, крестины. В итоге оказался в музыкальной школе районного центра, где уже на профессиональном уровне осваивал игру на баяне. Затем были Могилевское музыкальное училище, Белорусская государственная консерватория, магистратура Белорусской государственной академии музыки по специальности «оркестровое дирижирование».

— Ни разу не пожалели о своем выборе?

— Помню, будучи мальчишкой, пошел как-то с ребятами на рыбалку и так увлекся, что появились мысли бросить кропотливые каждодневные занятия музыкой. Почувствовал вкус свободы. Но родители, узнав о таком решении, были, мягко скажем, не рады — в них жила стопроцентная уверенность в моих музыкальных способностях. Поэтому в тот «кризисный период» смирился с родительской волей. А после  уже не представлял жизнь без музыки, получал и получаю колоссальное удовольствие от того, чем занимаюсь. В качестве руководителя оркестра народных инструментов Брестского музыкального колледжа, коим был на протяжении 23 лет после распределения в консерватории, удалось реализовать много творческих задумок. К слову, этот ансамбль входил в пятерку лучших любительских коллективов бывшего Советского Союза. С 2009 года мне выпала честь возглавлять и дирижировать оркестром имени Леонида Иванова Могилевской областной филармонии, а по совместительству быть деканом педагогического факультета Белорусской государственной академии музыки.

— Николай Михайлович, говорят, дирижерский опыт можно сравнить с родительским. Какой ребенок для вас более трудный: брестский или могилевский?

— Оба одинаково дороги. Но костяк и одного, и второго по большой части составляют студенты или выпускники музыкальных учебных учреждений, что предполагает цикличную сменяемость кадрового состава. Поэтому, прикипая сердцем к определенным людям в команде, понимал: коллективы все равно будут системно обновляться и видоизменяться. В любом случае — я благодарен фортуне, что мне довелось поработать с талантливейшей молодежью двух областей. Конечно, не так просто в зрелом возрасте коренным образом менять всю свою жизнь, переезжать на постоянное место жительства из одного города в другой: ведь за более чем два десятка лет, проведенных в Бресте, у меня сложилась не только творческая биография — был сформирован надежный тыл: родственники, друзья, квартира, быт. Как говорят, это молодые деревья легко приживаются, куда их ни посади, а вот многолетние…

— Что же вас заставило пойти на столь крутые перемены? К тому же принимать факультет и именитый оркестр не менее именитого маэстро, где сравнения неизбежны, наверняка было психологически тяжело?

— Я осознанно сделал выбор. Мои корни — на Могилевщине, поэтому, живя много лет за шестьсот километров от Приднепровского края, часто скучал по малой родине. Не последнюю роль в моем решении сыграла личная просьба основателя и бессменного руководителя оркестра народных инструментов Могилевской областной филармонии народного артиста Беларуси Леонида Леонидовича Иванова, которого безмерно уважаю и горжусь тем, что был его учеником. Перед уходом из жизни он попросил продолжить его дело, наверное, увидев во мне того, кто сумеет не растерять традиции оркестрового музицирования, сохранить уровень мастерства коллектива. Конечно, возвращаться в Могилев было непросто. И хоть я пришел с определенными наработками, фактически с нуля пришлось зарабатывать авторитет: публика меня не знала, на первых концертах были полупустые залы. Но я не отчаивался, своим упорством и трудом доказывая, что достоин того места, которое занял. Надеюсь, у меня это получилось.

— На концертах, в которых сегодня участвует оркестр имени Леонида Иванова под руководством Николая Алданова, неизменные аншлаги. Подтверждением правильности вашего выбора служит и бесчисленное количество регалий, полученных коллективом и лично вами за последние несколько лет, начиная от Специальной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» и заканчивая премией Могилевского облисполкома «Человек года».

— Самое главное для меня, чтобы люди получали удовольствие, приходя на наши концерты. Откровенно говоря, музыканты — это спартанцы: даже если они больны или у них плохое настроение, на сцене весь негатив должен исчезнуть. Я стараюсь отдавать вулкан энергии зрительному залу, взамен получаю не меньше. Поэтому счастлив в своей профессии.

— Николай Михайлович, многие музыканты оркестра — лауреаты международных конкурсов. Как вам удается преодолевать их личные амбиции, соединить их в единый ансамбль?

— Как показывает практика, чем талантливее человек, тем он более открыт, непосредственен, коммуникабелен. В настоящее время в коллективе работают 55 музыкантов, и случайных людей среди них точно нет. Чтобы стать членом нашей музыкальной семьи, необходимо не только обладать высоким уровнем исполнительского мастерства, но и быть порядочным человеком в жизни. Оркестровая музыка — это командная игра, где каждый из участников должен находиться на своем месте, выполнять конкретную роль при общей задаче. Лишь в этом случае что-то получится. Люди со «звездной болезнью» в оркестре долго не выдерживают — либо личные амбиции, либо плодотворная работа. К тому же наш коллектив много гастролирует, и у музыкантов есть возможность воочию убедиться в душевной скромности и самоотдаче поистине выдающихся людей. Например, недавно был случай: оркестр выступал в Москве, и я пригласил поучаствовать в концертной программе профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, «первую балалайку мира» Андрея Горбачева. Он, не задумываясь, согласился, причем на совершенно безвозмездной основе. И это учитывая, что у Андрея в тот период проходили гастроли по Дальнему Востоку. И вот представьте: после девятичасового перелета Горбачев приезжает на наш концерт, оперативно разбирает свою партию, и мы под шквал зрительских аплодисментов отыгрываем так, словно репетировали музыкальное произведение бессчетное количество раз! На мой взгляд, пока есть такие бескорыстные и радеющее за дело музыканты, любовь слушателей к инструментальной музыке гарантирована.

— Вы сейчас вспомнили концерт в столице России. Какова в настоящее время география выступлений оркестра народных инструментов им. Л. Иванова?
— Мы побывали во многих уголках бывшего Союза, странах Европы. Надо признать, что тепло встречают везде: и в зале Санкт-Петербургской капеллы, и в городском поселке Хотимск, где прямо на площадке перед Свято-Троицкой церковью мы отыгрывали программу духовной музыки. В ближайших планах — выступление в Государственном Кремлевском Дворце с народным артистом России Владимиром Маториным; участие в праздничном концерте, посвященном Дню Победы, во Дворце Республики города Минска; выступление на празднике «Александрия собирает друзей» с привлечением победителя проекта «Голос» Сергея Волчкова и многое другое. График расписан до следующей зимы.

— При таком темпе остается ли время для себя?

— Для меня подобный рабочий режим — норма. Один из страхов — что когда-нибудь может быть иначе, боязнь невостребованности… Пока оркестр народных инструментов им. Л. Иванова получает такие интересные концертные предложения, отказываться было бы кощунством. А насчет отдыха — очень люблю мастерить руками всевозможные поделки. На даче собственнолично достраиваю баню. Правда, зачастую приходится это делать в сумерках, но удовольствие от процесса не становится меньше.

— Любопытно, а талисман оркестра — дирижерскую палочку — не сами делали?

— Нынешняя палочка была куплена по случаю несколько лет назад, она действительно определенный оберег. Пульсация музыки, энергия, мысли — все, что хочу донести до оркестра, проходит через нее. И открою тайну: палочка — не кнут, провинившихся музыкантов я ей не наказываю, с коллективом мне повезло.

Беседовала  Ольга СМОЛЯКОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter