«Чтобы сделать десятиминутный мультфильм, нужно 9 месяцев»: художник-мультипликатор о своей работе

Пульс пластилинового сердца

Точка, точка, запятая — вышла рожица кривая, палка, палка, огуречик — вот и вышел… мультипликационный пластилиновый персонаж Циркач. По сценарию усатый модник с ярко-зелеными очками и красной бабочкой на костюме обманул доверчивого медведя, который бродил по лесу в поисках настоящего друга. В итоге запертый в клетке косолапый уже было отчаялся ждать помощи, но она все-таки пришла: спасли нерадивого медведя его самые верные приятели — пчелы. Смотря мультфильмы на широком экране в кинотеатре или по телевизору дома, мы даже не представляем, сколько людей работает над созданием одной анимации и как вообще происходит оживление нарисованного или вылепленного из пластилина персонажа. А это, ответит вам режиссер, художник-мультипликатор «Беларусьфильма» Игорь Волчек, тяжелейший, но невероятно интересный труд. Корреспондент «Р» побывала в гостях у мастера.

Имя Игоря ВОЛЧЕКА давно вписано в историю «Беларусьфильма» — именно с него началась эпоха отечественного профессионального анимационного кино.

Счастливый случай

Десятки стеков и брусков пластилина на столе, кисточки, краски и карандаши, ватманы и пухлые папки с рисунками — за всем этим многообразием инструментов для творчества сложно разглядеть склонившегося над белым листом бумаги седовласого мэтра. Игорь Викторович, похоже, полностью погружен в процесс: мягкие бесформенные куски пластилина как по мановению волшебной палочки превращаются в его руках в персонажей мультфильмов — каждый со своей историей, мечтой и драмой. Удивительно, но у мультипликатора никогда не было художественного образования, да и о работе на киностудии он даже не мечтал. Но случайности не случайны, так ведь?

— Я родился в Ташкенте в 1946 году, а в Минск переехал в семь лет. Отец был талантливым архитектором, вот его и позвали восстанавливать после войны белорусский город, — Игорь Викторович с первых минут заряжает своей бодростью и заставляет усомниться в возрасте, указанном в паспорте. — Мы жили в центре, я учился в музыкальной школе возле дома, а потом поступил в консерваторию по классу фортепиано.

Но на последнем курсе в жизни молодого музыканта случилась трагедия — началась профессио­нальная болезнь рук. Пианист не мог продолжать играть и стал перед сложным выбором: куда идти дальше?


— Как раз в это время мы с семьей переехали в дом у «Беларусьфильма». Я шел по улице, и внезапно меня окликнули «бородатые дядьки», сказали: «Пойдем с нами на студию». Мы никогда не были знакомы, поэтому я не могу объяснить вам, почему выбор пал именно на меня. Видимо, они хорошие физиогномисты — поняли, что я свой. В то время киношные работники, режиссеры, актеры были для меня настоящими небожителями, поэтому волнение зашкаливало.

22-летний юноша в начале своего пути работал ассистентом художника, потом помогал режиссеру, а тут и таланты пригодились — стал писать музыку для кино. Через пару лет образовалась мультстудия, и молодой человек уехал учиться в Москву, где закончил высшие режиссерские курсы. Имя Игоря Волчека давно вписано в историю «Беларусьфильма», именно с него началась эпоха отечественного профессионального анимационного кино.

— Когда-то, как и все дети, я обожал смотреть мультфильмы. Мы воспитывались на «Золотой антилопе», «Заколдованном мальчике», «Снежной королеве». Во главе угла всегда был лозунг «Развлекая, образовывай». Но несправедливо считать, что анимация — это только фильмы для детей. На самом деле это самостоятельный вид искусства: анимация начинается там, где заканчиваются возможности игрового кино. С ее помощью можно сделать все, что в голову придет. Главное, чтобы туда что-нибудь пришло, — улыбается художник.

Мы даже не представляем, сколько людей работает над созданием одной анимации и как вообще происходит «оживление» нарисованного или вылепленного из пластилина персонажа — а это тяжелейший, но невероятно интересный труд. 

Внуки дарят вдохновение

Игорь Викторович знаком с десятью техниками создания мультипликации, они многим различаются, но похожи своей основой.

— В мультфильмах движение персонажей моделируется методом покадровой съемки, — демонстрирует мастер. — Каждая фаза создается вручную. Например, лепим из пластилина основную фигуру Циркача, но под новый кадр меняем положение его тела, перемещаем в пространстве. Так персонаж постепенно приобретает свой характер и движения. Есть еще рисованная анимация, там каждую фазу рисуешь отдельно на бумаге, а потом собираешь их в компьютерной программе.

Художник показывает на экране черновой мультипликат: персонаж в нем немного похож на марионетку, движения напоминают ломаные линии. Оказывается, плавность они приобретут, когда аниматор добавит эти самые фазы и одушевит пока несуразный предмет.

— На создание десятиминутного мультфильма нужно девять месяцев: сначала режиссер пишет сценарий, потом два месяца уходит на подготовительный период, пять — на съемку, а остальное время — на монтаж и компоузитинг. 

Игорь Викторович говорит, что создавать фильмы для детей очень сложно. Он удивляется: как правило, люди, которые работают с малышами, либо придумывают все за детей, либо сюсюкаются с ними.

— У меня в этом плане все просто: появились внуки — возникла необходимость делать для них фильмы. Знаете, как артисты на концертах работают? Находят зрителя в зале и работают на него. Вот я тоже так: снимаю фильмы только для внуков. Осенью целый класс, где учится внучка, пригласил на студию, показывал, как снимаются мульт­фильмы. После этого Машка для своих друзей — большой авторитет. Но внуки мою работу могут и покритиковать — я вижу, как они реагируют, и что-то меняю.


Нет предела возможностям

Игорь Викторович уверен, что мультфильмы должны развивать детей, поэтому он старается снимать для них картины со смыслом.

— Например, у меня есть мини-сериал о фразеологизмах. Вот вы наверняка знаете, что значит «заруби себе на носу», а откуда этот фразеологизм взялся, какова его этимология? То же самое «гонять лодыря», «собака на сене» — я раскрываю детям сложные подробности, но в легкой, игровой форме. Еще есть фильм «Океаны» — сколько их и где находятся, почему называются именно так, а не иначе. К примеру, где проходит граница между Тихим и Атлантическим океанами? Сложный вопрос! Посмотрите мультфильм и все узнаете.

Не могу не спросить у мэтра, картину с каким сюжетом он бы снял о своей жизни. Но оказывается, у Игоря Викторовича уже есть автобиографичный мультфильм «Каприччио».

— Он снят в технике перекладки, весь пропитан метафорами и аллегориями. Моя жизнь там представлена в виде поезда, который куда-то несется. А главный персонаж заглядывает в разные купе, где показаны эпизоды из детства, юности. Жизнь у меня была бурная и разнообразная, хватило бы многим, но все в картину войти не могло, поэтому я обозначил главные моменты. В перебивках внимание зрителя приковывает к себе краник, из которого постоянно капает вода, — как олицетворение неумолимо убегающего времени.

Кому, как не главному мультипликатору страны, знать ответ на философский вопрос, в чем главная разница между взрослыми и детьми? Игорь Викторович долго смотрит в окно, перебирает пальцами карандаш и наконец отвечает:

— Любой человек вам скажет, что самое счастливое время в его жизни — детство. А знаете почему? Дети умеют радоваться малому, простому. Ручеек течет, бумажный кораблик плывет — казалось бы, ерунда какая-то, а для них это счастье. И мороженое, и карусели — счастье. А взрослые что? Это люди, отягощенные средним образованием (улыбается). Я люблю свою профессию за то, что, как у Александра Пушкина, «молод юностью чужой». Вокруг меня всегда молодежь: я общаюсь с внуками, со школьниками, занимаюсь анимацией со студентами. В анимации нет предела. У нас даже звери разговаривают, что в игровом кино сделать сложно, и выглядеть это будет неестественно. Мне нравится выражение Эдуарда Назарова: «Аниматоры — это люди, которые из первого детства попадают сразу в последнее». Вот где я сейчас.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter