Птицы, живущие в музее

Давайте познакомимся. Я гомельчанка, зовут меня Наталья. Пару недель я провела в Минске. Замечательный город! Причем замечателен он не только людьми, а также птицами, живущими бок о бок с ними. Понаблюдаем же и узнаем подробнее о наших пернатых друзьях, гуляя по Музею валунов.

Семейные хлопоты вяхирей
Сегодня утром у меня выдалась свободная минутка, и я тут же отправилась в гости к природе, а именно в Музей валунов. Первыми, кого я встретила на дорожке между большими камнями, была тройка голубей. Вижу саркастическую улыбочку на вашем лице, совершенно верно — этих птиц знает даже маленький ребенок. Но не спешите с выводами.
Пройдя буквально пару шагов, я остановилась в замешательстве. Передо мной по дорожке шла птица, похожая на голубя, правда, заметно крупнее. По бокам шеи у нее были белые пятна. Окрас птицы — серо-голубого цвета, с зеленовато-пурпурным отливом на задней стороне и на боках шеи. Птица подхватила с земли маленькую веточку и, громко захлопав крыльями, тут же взлетела. У меня захватило дух, так как, глядя на светлый край ее крыльев, я догадалась, что это вяхирь, или, как его еще называют, витютень — дикий лесной голубь.
Вяхирь приземлился на соседней березе, я тут же поспешила к дереву. И что вы думаете — там оказалось гнездо, расположенное в паре метров от земли. Оно размещалось на основании толстой горизонтальной ветви и представляло собой тонкий, рыхлый, просвечивающийся настил сухих сучьев и веток с плоским лотком. В гнезде в этот момент сидела самка. Вяхирь аккуратно, перегнувшись через нее, уложил принесенную веточку. Я с любопытством рассматривала их недостроенное жилье. В голове тут же пронеслась мысль: “Почти как у нас, людей, — с милым рай и в шалаше”. Самка, не обращая внимания на самца, продолжала сидеть неподвижно. Да ведь на дворе середина мая и самое время выводить птенцов. Вяхирь закончил работу, веером распустил хвост, взъерошил перья на шее и стал расхаживать взад-вперед по суку дерева, недовольно поглядывая в мою сторону.
“Ухожу, ухожу”, — я помахала рукой семейной паре и направилась к тропинке. Тут же сверху донеслось  громкое трех-, пяти-сложное гудение, похожее на “ни-ки-ту... ни-ки-ту... ви-дел...”. Я обернулась — вяхирь, громко захлопав крыльями, взлетел. Моя свободная минутка на сегодня тоже подошла к концу.
18.05.2009 г.
Сорока, дрозд и дятел
У любого человека бывают дни, в которых каждая минута расписана. Так и я с вечера составила на следующий день список не терпящих отлагательства дел. Окинув взглядом плотный график, стало грустно, так как свободная минутка для прогулки по Музею валунов не вырисовывалась. Тем не менее выход я нашла — решила встать на час раньше.
Утро выдалось солнечным, на траве лежала роса. Одуванчики стояли с полузакрытыми головками, поджидая, когда солнечные лучи наберут силу. Окинув взглядом территорию музея, я с сожалением отметила, что птиц нет.  “Это ж надо, даже сороки куда-то подевались!” — от удивления вслух  воскликнула я. И тут, как в сказке, откуда ни возьмись, прямо из-под ног выскочила, недовольно стрекоча, сорока и уселась впереди меня на большой камень. “Ладно, прости — не заметила”, — предусмотрительно извинилась я. А чтобы поближе рассмотреть птицу, которую называют не только “воровкой”, но и “разбойницей”, рискнула сделать пару шагов вперед.
Где-то читала, что если сорока повадится летать в сельский двор, то будет не только регулярно таскать яйца из курятника, но и может уничтожить всех цыплят. Иногда “разбойница” нападает и на крупных животных, расклевывая им спины, чтобы поживиться салом. От таких воспоминаний мне стало как-то не по себе. Сороке же, видно, надоело мое присутствие, так как она повернула голову на 180 градусов и в упор посмотрела на меня. Не выдержав сорочьего взгляда, я решила уйти. Хотя стоит отметить, что на полях, в лесу, в степи сорока приносит несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов. Полезная работа, которую сорока выполняет большую часть года, окупает тот вред, который она приносит разорением птичьих гнезд.
Следующим, кого я встретила в Музее валунов, был большой дрозд. Он громко трещал “тра-ра-ра-ра...”, сидя на ветке в густых зарослях. Жаль, что я не орнитолог, тем не менее, судя по окрасу птицы (верх головы и надхвостье голубовато-серые, брюшко и крыло снизу белые, спина каштаново-бурая, крылья и хвост темные, грудь и бока охристые с черными пестринами), смею предположить, что передо мной сидел дрозд-рябинник.
Пока я рассматривала эту птицу, мимо пролетел дятел и приземлился на соседней березе. Я, естественно, последовала за ним. Дятел был немного крупнее рябинника. На крыле у него красовалось большое белое округлое пятно, спина черная, бока белые, подхвостье розовое. Заметив на затылке красное пятно, я точно определила, что передо мной большой пестрый дятел. Весной он часто пьет березовый сок, оставляя на стволах аккуратные горизонтальные ряды маленьких отверстий в бересте.
Дятлы, если замечают к себе внимание со стороны человека, тут же прячутся за стволом. При этом они периодически выглядывают в надежде, что вы ушли. Мой дятел вел себя так же. В конце концов, он взлетел и уселся на верхушку березы. Ветка была тоненькой, от ветра дятла качало из стороны в сторону. Удивительно, как он умудрялся держаться да еще и что-то отыскивал среди листьев. И тут неожиданно раздался громкий треск “тра-ра-ра-ра...” со своеобразным повизгиванием. Передо мной разыгралась драка между дятлом и дроздом. Победил дрозд. Хотя, возможно, дятел, как и я при встрече с сорокой, поступил мудро и просто улетел.
Жаль расставаться с пернатыми музея, но мне тоже пора было уходить, так что до новой встречи.
19.05.2009 г.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter