Птицы, живущие в музее

В прошлом выпуске “ЭкоСреды” мы начали публиковать наблюдения за пернатым миром в минском Музее валунов. Гомельчанка Наталья Шестакова приехала на пару недель в столицу и за это время успела увидеть в черте большого города немало крылатых достопримечательностей. А ведь многие минчане и не подозревают, как много удивительных открытий ждет их даже неподалеку от дома. Главное — захотеть увидеть!

Скворец — настоящий отец!
Вы знаете, как выглядит скворец? Уверена, что не все ответят на этот вопрос утвердительно. Чем обоснована моя уверенность? Я сама впервые увидела скворца пару лет назад. А ведь он был всегда рядом, просто я его не замечала. Так что предлагаю вам сегодняшнюю мою свободную минутку вновь провести в Музее валунов и понаблюдать за жизнью скворцов. А чтобы не ошибиться, что нам встретится именно он, немного охарактеризую его внешний вид.
Оперение скворца очень темное, почти черное, с мелкими светлыми крапинками. Темная окраска имеет почти всюду блестящий отлив зеленоватого или фиолетового оттенков, особенно на голове, груди и спине. Концы крыльев буроватые. Самец отличается весной от самки желтым клювом и более блестящим оперением. У самки весной клюв на кончике темный, светлый крап в оперении более заметен. Осенью, после линьки, оба пола трудно различимы.
А вот и он, трудяга: сантиметр за сантиметром просматривает одуванчиковое поле. Лишь только я подошла ближе, как скворец ловко выдернул из земли зазевавшегося червяка и тут же взлетел. Зная, что при желании можно выследить место, где скворец устроил свое гнездо, я опрометью помчалась следом за ним. Но, увы, бегаю я медленнее, чем он летает. Птица скрылась среди деревьев лесной полосы над Музеем валунов.
Не знаю, на что я надеялась, тем не менее отправилась по узкой тропинке на поиски скворца. Буквально через несколько метров я услышала какой-то писк. Помня, что скворец — мастер перенимать чужие голоса и всякие звуки, остановилась и внимательно стала оглядывать ветки соседних деревьев. Птицы не было видно, но звук раздавался откуда-то совсем рядом. И тут мой взгляд упал на ствол дерева, в котором большой пестрый дятел выдолбил дупло. Я подошла к стволу, приложила к нему ухо — писк стал слышен громче. Чтобы узнать, что за птица устроила здесь гнездо, я отошла немного в сторону. И как раз вовремя, так как со стороны музея уже несся мой знакомый скворец. Он приземлился на ветку и стал нетерпеливо поглядывать на меня. Я отошла еще чуть дальше, птица тут же спустилась к дуплу и буквально через пару секунд взлетела обратно. “Так вот кто здесь живет!” — обрадовалась я. Скворец же, покормив малышей, вновь помчался “в птичий магазин”.
Понаблюдав за кормежкой птенцов, я сделала вывод, что кормят их два родителя, прилетая через каждые пять—семь минут. Труд не из легких, ведь с каждым днем птенцы подрастают и еды нужно все больше и больше. Признаюсь, хотелось бы посмотреть, как скворцы отправляют своих детей во взрослую жизнь. Я где-то читала, что родителям не так-то просто выманить молодежь наружу и заставить ее покинуть удобное гнездо. Поэтому им приходится прибегать к разным хитростям: вертятся с кормом в клюве около гнезда, не подлетая к нему, оживленно кричат и суетятся. Иногда к птенцам, готовым вылететь, прилетают и чужие скворцы с кормом, но не отдают его, а лишь показывают. Птенцы же цепко держатся за край летка, и лишь голод заставляет их решиться сделать первый полет. Что ж, есть чему у них поучиться нам, родителям.
В этот день мне повезло дважды, так как, уходя от жилища скворца, я повстречала новую жительницу музея — пеночку-трещотку. Та, как и скворец, тащила в клюве корм своим птенцам. Жаль, но мне уже некогда было за ней наблюдать, так как моя свободная минутка подходила к концу.
20.05.2009 г.

Игра в догонялки
К концу недели погода менялась в день по нескольку раз. Не знаю почему, но все мои свободные минутки попадали как раз на то время, когда за окном шел проливной дождь. И вот в воскресенье после очередных осадков, оставив все дела, я поспешила в Музей валунов.
Умытое дождем солнце щедро одаривало природу своими лучами. Благодаря им в музее все искрилось и переливалось радужным цветом. Белая голова одуванчика стала похожей на необычный серебристый шар. Мое же внимание больше всего привлекли ветки молодых сосен. На каждой иголочке висело по дождевой капельке — казалось, что сосенки светятся. И вот в тот момент, когда я подбирала нужные эпитеты ко всей этой красоте, из травы неожиданно выпорхнула какая-то птица. Она уселась недалеко от меня на куст. Мое любопытство взяло верх над разумом, так как я сразу же поспешила за ней по еще не просохшей траве. Через несколько минут низ брюк был уже мокрым. Когда же до незнакомки оставалось, как говорят, рукой подать, она перелетела дальше на дерево. Минут пятнадцать мы играли с ней в догонялки, так что мокрыми были уже не только брюки, но и кроссовки с курткой.
Налетавшись, птица наконец села на ветку и, похоже, устроилась там надолго. Я стала чуть поодаль и, присмотревшись к ней, узнала, что бегала за обыкновенной овсянкой. А судя по весенней окраске птицы — золотисто-желтым тонам на груди и голове, предположила, что передо мной самец. За эту заметную особенность окраски в Украине птицу называют желтопузиком.
И меня вдруг осенило: все это время овсянка уводила меня от гнезда. Ведь строит его она чаще всего на земле, а выпорхнула она как раз из травы.
Попрощавшись с обыкновенной овсянкой и хлюпая ногами в мокрых кроссовках, я стала выбираться из зарослей на тропинку. Хотелось поскорее вернуться домой, чтобы переодеться. Но тут я услышала какое-то тихое цыканье, что-то вроде “си-цек-цек, си-цек-цек”. Оно звучало почти рядом. Я с сожалением вздохнула, так как стало ясно, что мысли о доме придется отложить. А все потому, что любопытство вновь брало верх над разумом. В этот раз мне повезло больше — прямо передо мной на веточке сидела серая мухоловка. Я ее узнала по окраске: серовато-бурая сверху, светло-серая снизу, на голове пестринки, а длина ее около 14 сантиметров.
Птичка немного насупилась и прикрыла лапки перьями брюшка. Она явно никуда не спешила. Я тоже расслабилась и стала внимательно ее рассматривать. Стоит отметить, что серая мухоловка не боится человека, а, наоборот, старается находиться рядом с ним, так как вблизи жилья всегда больше летающих насекомых. Это только с виду кажется, что птичка ко всему безразлична. На самом же деле она зорко следит за пролетающими насекомыми и не пропускает ни одного. А вот и подтверждение сказанному — серая мухоловка стремительно взлетела и тут же кого-то поймала. А в следующий миг умчалась к окраине лесной полоски над Музеем валунов. Я же поспешила домой сушиться. До новой встречи!
24.05.2009 г.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter