Орнитологи: опасны ли птицы для наших аэропортов?

Птицы и самолеты: особенности мирного сосуществования

Орнитологи обеспокоены: в наших городах и возле них растет количество врановых и чаек. Ищут себе жилье и корм, «прописываются» на свалках и крышах промышленных предприятий. Насколько опасным может быть подобное соседство, многие недавно убедились: со стаей птиц при вылете из подмосковного аэропорта «Жуковский» столкнулся аэробус, следовавший в Симферополь. Без жертв обошлось чудом. Эксперты склоняются к мнению: сказалась близость воздушной гавани к полигону бытовых отходов. Насколько возможна такая ситуация у нас?


— Птицы границ не знают, — замечает заведующая лабораторией орнитологии НПЦ НАН по биоресурсам Ирина Самусенко. — В первую очередь опасность для авиации могут представлять места их массового скопления: там, где они гнездятся, останавливаются во время миграции, маршруты, по которым они летают в поисках корма. Поэтому особое внимание — к наличию в районе аэропорта подобных точек их концентрации.

Свалки, в том числе несанкционированные, — это раз. Поймы рек и окрестности водоемов — это два. Причем выверять такие места должны еще на стадии подбора площадки для аэродрома. Как работать не нужно, специалисты показывают на примере как раз «Жуковского». Рядом русло Москвы-реки, в округе несколько водоемов, как венец — полигоны…

— В Беларуси ситуация отслеживается более строго, — проводит параллели Ирина Самусенко. — Крупных несанкционированных свалок не наблюдается. Расстояние до ближайших санкционированных не должно быть менее 15 км. В этом радиусе, кстати, запрещается размещение не только мест концентрированных выбросов пищевых отходов, но и звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих массовому скоплению птиц. В штате Нацио­нального аэропорта «Минск» работают свои орнитологи, которые занимаются отслеживанием потенциально опасных ситуаций и их минимизацией. Есть соответствующее отпугивающее оборудование. Для крупных мировых аэропортов это нормальная практика.

Ученые, однако, подчеркивают: тут нет универсального рецепта. Любой аэропорт уникален. Хотя бы потому, что каждый вид птиц имеет свои особенности и часто по-разному реагирует на применение тех или иных методов отпугивания. 

— Летом — одна ситуация. Весной и осенью, когда проходит массовая миграция, — другая. Что подойдет для отпугивания одних видов птиц, не будет эффективно для других, — объясняет Ирина Самусенко.

Последнее комплексное исследование Национального аэропорта «Минск», по словам орнитолога, проводилось специалистами Академии наук на стыке 1980-х и 1990-х. На карандаше у ученых, впрочем, нынче другой проект. Непосредственно связанный с воздушной гаванью.

— Год назад с вопросом, как уменьшить число птиц, к нам обратилось… Смолевичское ЖКХ. Они хотели расширить местную свалку отходов. Однако в связи с близостью Национального аэропорта — до него всего 13 км — Минтранс не согласовал размещение этого объекта. Но к тому времени в проект вложили массу средств, уже вырыли котлован… Изучаем, выявили гнездовые колонии, предложили первичные рекомендации. Среди них закупка оборудования по отпугиванию. Ситуацию в любом случае надо будет постоянно держать на контроле.

Отпугнуть птиц в районе аэропорта можно разными способами. Применяется целый комплекс мер: акустические приборы, издающие громкие звуки и имитирующие голоса зверей. Визуальные отпугиватели. В виде, например, воздушных змеев или ярких шаров. В «Шереметьево» даже помогают хищники. Есть один нюанс, замечает Ирина Самусенко: если постоянно использовать один и тот же метод, птицы могут привыкнуть. Нужна постоянная корректировка. Чем, собственно, в нашем Национальном аэропорту и занимаются.

— Проблему врановых и чайковых птиц, заказывают нам соответствующие исследования или нет, мы в любом случае стараемся держать на контроле, — итожит Ирина Самусенко. — Но появились сложности. Основные площадки для исследований, моделирования тех или иных ситуаций — минские полигоны. Именно они дают нам больше всего пищи для размышлений, тем самым позволяя оценить и в случае необходимости предложить методы регулирования численности пернатых. Работы мы там ведем с 2016 года, однако с недавнего времени в полной мере изучать ситуацию не можем. В глубь полигона «Тростенецкий», скажем, проникать нам запрещено — перемещаемся только по периметру. Коммунальщики серьезно ограничивают наши маршруты, ссылаясь на запрет на присутствие посторонних людей на большинстве участков полигонов. Между тем подобный мониторинг крайне важен для решения многих проблем коммунального хозяйства, авиации…

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter