Птица счастья завтрашнего дня

С 2006 года, когда Сморгонская птицефабрика стала филиалом ОАО «Лидахлебопродукт», она значительно увеличила производство мяса бройлеров. С 48 до 62,5 грамма выросли среднесуточные привесы птицы, сократился расход кормов.

Газификация филиала «Сморгонская птицефабрика» ОАО «Лидахлебопродукт» позволит ежегодно экономить миллиарды рублей

С 2006 года, когда Сморгонская птицефабрика стала филиалом ОАО «Лидахлебопродукт», она значительно увеличила производство мяса бройлеров. С 48 до 62,5 грамма выросли среднесуточные привесы птицы, сократился расход кормов.

ПОНЯТНО, теперь темпы роста не те, что были раньше. Предприятие значительно прибавило после проведенной в 2007—2010 годах реконструкции четырех и строительства восьми новых производственных помещений. Те перемены некоторые до сих пор сравнивают с революцией на птицефабрике. Главная цель — наращивание производства продукции — была достигнута. В позапрошлом году, например, получили 5263 тонны мяса, перевыполнив задание на 4 процента. В прошлом прибавили еще 1026 тонн, справившись с производственным заданием еще в октябре. Средняя зарплата за минувший год составила 5,26 миллиона рублей, одна из наиболее высоких в Сморгонском районе.

Все эти перемены проходили под руководством директора Михаила Новика. Когда он дал согласие возглавить птицефабрику, некоторые поначалу скептически относились к его кандидатуре. Мол, у бывшего сотрудника милиции опыта работы в сельском хозяйстве маловато, отрасль специфическая. Управится ли? Но не учитывали, пожалуй, его организаторские способности, высокую требовательность, желание доказать обратное. Свою главную задачу он видел в наведении порядка, укреплении дисциплины, с чем справился довольно быстро, создании команды единомышленников и наращивании производства продукции.

С теми, кому не по душе были требования нового руководителя, пришлось расстаться. Из 42 человек через три месяца на птицефабрике осталось 24. На их место приходили новые, готовые работать с полной отдачей. Теперь здесь постоянно трудится более 150 человек и около 40 — по договорам.

— Инициативный, грамотный руководитель, хотя по специальности не зоотехник, — так отозвался о нем начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Сморгонского райисполкома Иван Шловенец. — Он быстро изучил технологию производства птицы, требовательный к подчиненным, все вопросы пытается решать с позиции экономических интересов предприятия. Здесь высокая сохранность и среднесуточные привесы птицы. Фабрика работает стабильно, постоянно выполняет поставленные задачи. По итогам работы за 2012 год одна из птичниц стала победителем республиканского соревнования.

В РЕКОНСТРУКЦИЮ птицефабрики вложили 22 миллиарда рублей. В основе производства — напольное содержание птицы, которое, по мнению руководителя предприятия, имеет несколько преимуществ перед клеточным. Главное из них — высокое качество продукции.

— Птица у нас приближена к природным условиям, — рассказывает Михаил Новик. — Качественно приготовленные комбикорма, добросовестное отношение к работе птичниц, необходимый микроклимат в помещениях — все это дополнительные доли граммов привеса, которые за год равнозначны тоннам продукции.

Молодняк для выращивания предприятие завозит с агрокомбината «Дзержинский». Необходимый для убоя вес он набирает через 42 дня. Больше держать птицу экономически невыгодно, корма перестают давать должную отдачу, то есть частично прожигаются впустую. Но пропустить через убойный цех за день все поголовье птичника — 24—27 тысяч бройлеров — невозможно. Не позволяют производственные мощности. На это уходит три дня. Отсюда и несколько повышенный расход кормов. За каждый цикл выращивания дополнительные два дня для птицефабрики влетают в солидную сумму.

— Нужно немедленно продолжать строить новый убойный цех, и тогда, как требует министр сельского хозяйства и продовольствия, расход кормов на центнер привеса составит 1,7 центнера кормовых единиц, — раскрывает некоторые подробности экономики предприятия Михаил Новик. — А пока он 1,8—1,83 центнера кормовых единиц.

Кстати, убойный цех начали строить года три назад, но из-за отсутствия денежных средств работы там не велись. И только в прошлом мае их вновь возобновили. Но идут они медленно. Для строительства цеха требуется около 120 миллиардов рублей, а потом понадобится еще 700 миллиардов — для строительства 36 новых птичников. Все это окупится примерно за 7—8 лет.

С ВВЕДЕНИЕМ в строй убойного цеха птицефабрика сможет решить еще одну задачу — начнет разделывать около половины всей выращиваемой птицы, выпускать колбасные изделия, как поступают на других аналогичных предприятиях. В старом цехе уже разделывают бройлеров по 13 позициям. Но это пока далеко не те объемы, которые хотели бы иметь на птицефабрике. Разделать птицу и продать ее в расфасованном виде — значит, получить дополнительно около четверти прибыли, приводил свои расчеты Михаил Новик. Поэтому некоторые потребители берут бройлеров только на разделку, реализуя их потом в расфасованном виде. Но если крупные птицефабрики при этом могут позволить себе несколько снизить оптовую цену своей продукции, то для более мелких, включая и Сморгонский филиал ОАО «Лидахлебопродукт», это чревато заметным сокращением прибыли, возможно, даже убытками. Не случайно взаимоотношения между производителями бройлеров и торговыми организациями в декабре минувшего года обсуждались даже в Минсельхозпроде.

Заметно улучшить свое финансово-экономическое положение филиал мог бы и при использовании газовых теплогенераторов. На это требуется около 8 миллиардов рублей. Но пока они работают на керосине и дизтопливе. Эти два вида топлива в позапрошлом и прошлом годах дорожали неоднократно, а мясо птицы — только по разу. Причем разница в диспаритете цен не в пользу производителей сельхозпродукции. Если бы 12 птичников отапливались газом, продолжает приводить расчеты руководитель предприятия, то в течение года за него пришлось бы заплатить 4 миллиарда рублей, а керосин и солярка для теплогенераторов обходятся в 14 миллиардов. К тому же газ у птицефабрики находится, можно сказать, под боком. В результате проект окупился бы примерно в течение года-двух.

В свою очередь снизилась бы и себестоимость продукции. Уже не один год птицефабрика имеет право поставлять ее в Россию и Казахстан. Но высокая себестоимость делает ее там неконкурентоспособной. В результате за 11 месяцев минувшего года получили 2,8 миллиарда рублей прибыли, хотя могли бы иметь гораздо больше.

Без газификации филиала и строительства нового убойного цеха, который в свою очередь потребует расширения производственных мощностей, птицефабрика может так и остаться на уровне вчерашнего дня. Если так и случится, то конкурировать станет еще сложнее.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter