Птица рискует догнать яйцо

По показателям темпа роста  птицеводческая отрасль республики год закончила неплохо. Производство яйца увеличилось на 15 %, мяса птицы — на 26 %

По показателям темпа роста  птицеводческая отрасль республики год закончила неплохо. Производство яйца увеличилось на 15 %, мяса птицы — на 26 %, на экспорт предприятия республиканского объединения «Белптицепром» реализовали продукции более чем на 30 миллионов долларов — прирост 5 % по сравнению с 2005 годом. Динамика роста радует. Но волнует белорусских птицеводов другая проблема, справится ли население с «освоением» такого количества продукции. Ведь сегодня куриная отрасль грозит впасть в кризис перепроизводства.

Для пессимизма, к сожалению, есть все основания. Самая критичная позиция — яйцо. Его в прошлом году произвели более чем 2 миллиарда штук, из которых около 500 миллионов объективно оказались не востребованными на внутреннем рынке. Объемы потребления достигли своего предела по всем позициям. Учитывая, что в этом году планируется прирост еще на 200 миллионов, то проблема явно не приближается к своему логическому разрешению. Конечно, птицефабрики, чтобы продукт не испортился, перерабатывают его в меланж (но спрос на него очень низкий) или яичный порошок, которым внутренний рынок уже перенасыщен. Кроме того, технология его производства требует больших энергозатрат, а оборудование не всегда отвечает современным требованиям энергоэффективности. 

В итоге падает конкурентоспособность яичного порошка при реализации на экспорт. Зачастую продать его удается только в убыток предприятиям. Отрицательная рентабельность от реализации на экспорт и яиц. В России спрос вроде бы и есть, но цены слишком низкие, которые оптовые покупатели стараются всеми силами сбить. Летом прошлого года было время, когда белорусский десяток уходил за границу всего за шесть российских рублей при себестоимости около тысячи белорусских рублей.  

— Тогда мы приняли волевое решение, — говорит генеральный директор РО «Белптицепром» Николай Шерстнев, — и перестали отгружать товар по столь низкой стоимости. Выждали паузу, и цены поползли вверх. К новому году мы реализовывали в РФ яйца уже по 18 российских рублей десяток, сейчас — по 19. 

Но с прошлого года выросли и издержки отечественных птицеводов. Подорожали и энергоносители, и корм для птиц. Если в 2005-м тонна зерна стоила около 80—100 долларов, то в прошлом — уже 130, а сейчас его закупают по 200 долларов за тонну. Сказался не самый урожайный год и в России, и в Европе. 

Словом, напрашивается естественный вывод: в республике необходимо не наращивать, а сокращать производство яиц. Либо делать это волевым административным решением, либо сделает свое дело конкуренция. Перепроизводство продукта рано или поздно «задушат» небольшие хозяйства. Крупные фабрики отправляют излишки на экспорт, реализуют хоть и с отрицательной рентабельностью, но эти излишки «растворяются» в больших оборотах. У более мелких производителей постепенно вымываются оборотные средства. А дальше развитие событий известно: использование заемных средств, проценты от пользования которыми ложатся на себестоимость, дорожает продукция, становится еще более убыточной, и приходит неминуемое банкротство. Есть и третий путь развития событий, опробованный многими странами, — датирование экспорта для притока валюты в страну. Рассчитывать на удачные поставки за рубеж не приходится: яйцо изначально не экспортный товар. Да и на соседних рынках наблюдается его переизбыток: реализовать можно только по демпинговым ценам. 

Лучше обстоит дело с мясом птицы. Его потребление стабильно растет, емкость внутреннего рынка позволяет бройлерным птицефабрикам развиваться и выходить на положительную рентабельность. Но, как считают специалисты, курятину может постичь судьба яйца в ближайшие 3—4 года. Внутренний спрос растет объективно медленнее, чем производственные мощности предприятий. Сегодня белорус в среднем за год потребляет менее 20 килограммов курятины, европеец — около 28, а американец — 55. В прошлом году отрасль приросла в среднем на 26 %, а в ближайшие два года валообразующие фабрики готовы еще на 30 % увеличить объемы выпуска. Кроме того, завершается строительство нескольких крупных предприятий. Пока спрос на курятину имеется и в Беларуси, и в России, которая ежегодно импортирует до 1 миллиона тонн мяса птицы. Но конкурировать по цене с американскими и бразильскими птицеводами непросто. Да и россияне не дремлют: создают собственные производства. Только в Белгородской области птицеводство за прошлый год приросло на 60 тысяч тонн, достигнув отметки 220 тысяч тонн. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter