Птица прокормит всех. Без курицы и яиц сложно представить не только застолье, но и повседневный рацион питания современного белоруса.

 Как можно прожить без куриного бульона, омлета, жареной курочки? Мало того, что это мясо вкусное, диетическое и быстро готовится, так к тому же и стоит сравнительно недорого.
Какую новую продукцию могут предложить покупателям птицефабрики? И будет ли курятина стоить дешевле? Об этом мы беседовали с и.о. генерального директора
РО “Белптицепром” Михаилом ПЕТРАШКЕВИЧЕМ.

— Михаил Иванович, расскажите, пожалуйста, что сейчас собой представляет птицеводческая отрасль Беларуси?
— Хочу заметить, что в ноябре этого года республиканской системе по производству яиц и мяса птицы на промышленной основе исполняется 45 лет — Птицепром БССР был создан в 1964 году. На тот момент до 90 процентов поголовья птицы содержалось в приусадебных хозяйствах населения. Разумеется, эффективность такого производства была невелика. За эти годы была проделана огромная работа. Сегодня в состав нашего объединения входит 30 организаций, в которых насчитывается почти 19 миллионов голов птицы и около 50 тысяч голов крупного рогатого скота. На наших птицефабриках работает более 20 тысяч человек. Отрасль активно развивается. Судите сами: организации объединения ежегодно наращивают объемы производства мяса птицы на 12—15 процентов. И этот год не стал исключением. За 9 месяцев мы произвели 122 тысячи тонн мяса, получили 1,3 миллиарда штук яиц.
Достижение таких темпов роста стало возможно во многом благодаря принятой программе развития птицеводства на 2006—2010 годы. Перед нами стоит задача за счет реконструкции и технического переоснащения фабрик, совершенствования технологических процессов производства, внедрения новейших достижений науки и прогрессивных форм организации труда произвести к 2010 году 2,2 миллиарда яиц и 250 тысяч тонн мяса птицы. Это позволит обеспечить покупателей высококачественной продукцией, снизить затраты, удешевить и сделать ее доступной и конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешних рынках.
— Какое место отводится мясу птицы в нашей стране, велик ли на него спрос? И производятся ли у нас такие редкие для Беларуси виды мяса, как мясо перепелов, индюшек и страусов?
— Если в странах ЕС в структуре потребления мяса первое место занимает свинина, второе — мясо птицы и третье — говядина, то у нас мясо птицы находится на третьем месте. В Европе на душу населения приходится примерно 28—30 килограммов такого мяса, а у нас пока 18—20. По яйцам этот показатель составляет порядка 300 штук, или 18 килограммов, что даже выше, чем в Европе.
Самое востребованное — это, конечно, мясо цыплят-бройлеров. За 9 месяцев этого года хозяйства “Белптицепрома” произвели 122 тысячи тонн мяса птицы, из них — 104 тысячи тонн приходится на цыплят-бройлеров, 0,9 тысячи тонн — это мясо уток, 0,3 тысячи тонн — индюшатина. Также производится мясо перепелов и страусов. На них есть свой покупатель. Например, тушки перепелок и страусов закупают рестораны, это считается деликатесным мясом.
— Достаточно ли мощностей птицефабрик, чтобы удовлетворить потребности нашего населения в яйце и мясе?
— Потребности и населения, и пищевой промышленности мы удовлетворяем полностью. Запасов мяса у нас нет — все, что производим, тут же продаем. Более 25 процентов своей продукции отправляем на экспорт — в Россию, Украину, Молдову, Армению, Казахстан и Иран. Например, только в этом году мы отгрузили куриных яиц на 20 миллионов долларов, мяса — на 24 миллиона и еще на 1 миллион долларов готовой продукции.
Надо сказать, что помимо птицефабрик, которые входят в состав нашего объединения, в Беларуси работают предприятия другой формы собственности, и их удельный вес в общем объеме производства довольно значительный — порядка 55 тысяч тонн мяса за 9 месяцев этого года.
— Вы упоминали о реконструкции и внедрении передовых технологий.  Какие из них сейчас внедряются на белорусских птицефабриках? Возможно, птицефабрики расширят свое производство и смогут предложить покупателям какие-нибудь  новинки?
— В рамках программы развития птицеводства на птицефабриках в последние годы активно ведется внедрение технологии клеточного выращивания бройлеров. По сравнению с напольной технологией, когда птица содержалась на полу, клеточный метод позволяет увеличить плотность посадки птицы в 2—3 раза, следовательно, и выход мяса с одного квадратного метра может увеличиться более чем в два раза.
На многих птицефабриках есть цеха переработки мяса, где установлено голландское оборудование. И на данный момент наши предприятия предлагают потребителям до 270—300 наименований продукции из птицы на любой вкус: полуфабрикаты, колбасы, сосиски, ветчины, рулеты. Многие начали выпускать продукцию быстрого приготовления, которая освобождает хозяйку от необходимости томиться у плиты. Это готовые продукты в упаковке, безопасность которых гарантирована. Например, на Солигорской птицефабрике работает цех по производству и упаковке яиц без скорлупы. За один час там выпускают по 8—10 тысяч таких яиц. Это копченые и маринованные яйца, которые сразу же можно резать в салат.  А на ряде других бройлерных птицефабрик выпускают куриное филе в маринаде, фаршированные окорочка, крылышки в маринаде для барбекю, маринованную курицу для гриля
и т.д.
— Хотелось бы затронуть и ценовой фактор. Какие слагаемые себестоимости  курятины и яиц? И возможно ли ее уменьшение, ведь отрасль развивается, соответственно увеличиваются объемы производства?
— Чтобы не потерять своего потребителя, мы уделяем этому вопросу очень большое внимание. Если разложить себестоимость продукции птицеводства на составные части, то получится, что львиная доля — 70—80 процентов — приходится на корм. Чтобы уменьшить эти затраты, многим птицефабрикам выгоднее самим выращивать зерно и производить из него комбикорм. Замечу, что общая земельная площадь сельскохозяйственных угодий предприятий, которые входят в состав объединения, составляет более 110 тысяч гектаров, в том числе 77 тысяч гектаров пашни.
На разных предприятиях себестоимость мяса разнится. Чем больше объемы производства, тем она ниже. И предприятия стремятся ее уменьшить. Для этого проводится модернизация и техническое переоснащение фабрик. Многие из них имеют сеть фирменной торговли. Там ниже торговые надбавки, и конечная цена для потребителя получается меньшей.

  • 1960 год: в Беларуси производилось около 30 тысяч штук яиц, курицы-несушки в среднем за год давали 70—75 яиц.
  • 2008 год: в Беларуси производство яиц на птицефабриках и личных подворьях составило около 3 миллиардов штук, а курицы несли в среднем по 298 яиц за год.

На заметку

Расшифровываем загадочные буквы

Куриные яйца в зависимости от сроков годности и качества подразделяются на диетические и столовые. К диетическим относятся яйца, срок годности которых не превышает 7 суток, не считая дня снесения. У столовых срок годности дольше — не более 25 суток со дня сортировки (не считая дня снесения). Столовыми также считаются яйца, которые хранились в холодильниках не более 120 суток. Кстати, хранить их нужно при температуре от 0 до 20оС и относительной влажности воздуха 85—88 процентов.
В зависимости от веса все яйца подразделяются на четыре категории — высшую, отборную, первую и вторую.
Штампами Д-В, С-В маркируются яйца высшей категории с массой 70 г и свыше.
Д-0, С-О — это отборные яйца с массой каждого от 65 до 69,9 г включительно.
Д-1, С-1 — яйца первой категории весом от 55 до 64,9 г включительно.
Д-2, С-2 — яйца второй категории весом от 45 до 54,9 г включительно.
Столовые яйца массой от 35 до 44,9 г относят к мелким.
Согласно требованиям стандарта скорлупа диетических и столовых яиц должна быть чистой и неповрежденной. На скорлупе диетических яиц допускается наличие единичных точек или полосок, а на скорлупе столовых яиц — пятен, точек и полосок. Это следы от соприкосновения с полом клетки или транспортером для сбора яиц, но они должны занимать не более 1/8 ее поверхности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter