Бакланы-разрушители: почему на Браславских озерах один из островов засох и еще нескольким грозит такая же судьба

Птичку не жалко?

Экологи бьют тревогу: бакланы, облюбовавшие Браславские озера, не только подрывают рыбные запасы, но и уничтожают всю растительность на живописных островах, превращая их в засохшую пустыню. Особую остроту проблема приобрела минувшим летом. Теперь, хоть и с опозданием, правила игры изменились. Что делается для спасения островов и в состоянии ли принятые меры ликвидировать экологическую катастрофу? В подробностях противостояния человека и птиц-оккупантов разбиралась корреспондент «Р».

Этим деревьям уже не восстановиться.

Острова-призраки

Наш катер, подпрыгивая на воде, несется по сверкающим под солнцем волнам. Бескрайние просторы озера Снуды восхищают и завораживают одновременно. То справа, то слева по борту проплывают многочисленные острова, которыми спешу полюбоваться. За штурвалом — начальник отдела охраны природных комплексов Национального парка «Браславские озера» Иван Тышкевич.

— Состояние некоторых островов вызывает серьезную озабоченность, — не скрывает Иван Иванович. — Хотя стоит отметить: по сравнению с прошлым летом их положение немножко улучшилось. Но вот здесь, — капитан показывает на один из солидных по площади островков, — уже ничего не исправишь. Очевидно: остров умер. Действительно, когда-то зеленый уголок в окаймлении бирюзовой воды выглядит печально. Голые остовы деревьев — как после пожарища, покрытые пепельным налетом. И только устрашающие гнезда бакланов, подобно корзинам, усыпали высохшие ветви. Кстати, сейчас здесь нет ни одной птицы — уничтожив остров, бакланы перебазировались на другой. Зачем им дотла выжженная ядовитым пометом природа, если вокруг зеленая благодать? Тем более что умершие деревья создают опасность для будущих гнездовий — не ровен час, под тяжестью многочисленных гнезд сломаются иссохшие ветви. Погибнут яйца или молодняк.

Начальник отдела охраны природных комплексов Национального парка «Браславские озера» Иван ТЫШКЕВИЧ и ведущий инженер по охотничьему хозяйству Сергей ТАНАНА: вездесущие бакланы завоевывают все новые острова.

Умная птица… Но, увы, весьма дорогая для природы постоянно наносимым ущербом зеленым насаждениям, рыбным запасам. И хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, сколько рыбы в день съедает баклан — 500 граммов или три кило, ущерб в любом случае существенный.

Пока мы осматриваем с воды другие острова, ведущий инженер по охотничьему хозяйству Нацпарка «Браславские озера» Сергей Танана подсчитывает:

— Пусть в среднем баклан для себя и своих птенцов ловит по килограмму рыбы в сутки. Получается, на месяц ему нужно как минимум 30 килограммов. На Снудах популяция бакланов — это тысячи птиц. Только в июне мы отстреляли 500 особей здесь и около 100 — на Дривятах. Получается, спасли примерно по полтонны рыбы в день, или 15 тонн в месяц! К примеру, наша рыболовецкая промысловая бригада ловит в год всего 40 тонн рыбы…

Вот такие показательные цифры. Иван Тышкевич прерывает наши математические упражнения: прямо по курсу еще один остров-поселение. К счастью, бакланы преждевременно поспешили признать его уничтоженным и перелетели в другое место. Здесь природа начинает потихоньку оживать. Да, некоторым деревьям никогда не восстановиться, но большинство березок пусть и неуверенно, но уже зеленеют. Дай бог, чтобы через пару лет сюда вновь не залетели крылатые оккупанты.

Этот остров начинает потихоньку оживать — бакланы поспешили переселиться и побросали свои гнезда.

Меняем правила игры

Подплываем поближе. Птиц здесь и вправду нет, гнезда пустые. Сергей Танана констатирует:

— К счастью, правила игры в нынешнем сезоне поменялись. Осенью прошлого года была принята новая редакция Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты. Теперь мы без каких-либо бюрократических проволочек имеем право принимать нужные решения и регулировать численность бакланов. Раньше для этого требовалось разрешение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Чтобы его получить, нужно было провести предварительные обследования, подсчитать численность, предоставить научное обоснование. Потом эти документы согласовывали многочисленные инстанции. В итоге на принятие решения и выдачу квоты уходили месяцы. В 2017 году нам разрешили отстрелять всего 200 птиц, что практически не повлияло на популяцию. В прошлом году мы получили возможность отстрела с июля. К этому времени бакланы уже вывели свое потомство и пожирали рыбу в утроенном количестве. Так что говорить об адекватных мерах по регулированию численности можно только в нынешнем сезоне. Шестьсот особей — приличное количество, хотя и недостаточное. Но если судить по медленному возрождению этого и других уничтоженных островов — прогресс налицо. Впредь будем держать ситуацию под контролем.

Бакланов на воде тоже стало меньше. Это заметно, хотя наш катер то и дело поднимает-таки с озерной глади поредевшие стаи крылатых пришельцев. Как комары, кружат они, взбудораженные ревом двигателя, и поблизости — над пока еще зелеными островами.

rock-cafe.info

Иван Тышкевич делится наработками:

— Отстрел после предварительного уведомления межрайонной Госинспекции охраны животного и растительного  мира при Президенте Республики Беларусь (это обязательно — на территории нацпарка объявлена зона покоя) проводим собственными силами. При возможности привлекаем приезжих охотников — многие не прочь потренироваться в меткости стрельбы. Остается спорным вопрос: можно ли регулировать численность во время гнездования до выведения потомства? Если мы ставим вне закона волка и кабана — стреляем круглосуточно в течение года. А баклану должны дать возможность размножаться, чтобы потом изымать излишки птицы из природы? Как-то нерационально.

…За бортом очередная стая взмывает ввысь и оскорбленная вмешательством в свои браконьерские дела кружит над нашим катером. Бакланы громко кричат, как торговки на базаре. А как только мы уносимся вдаль, они привычно ныряют в голубые Снуды. Говорят, глубина в 4 метра для баклана далеко не предел. А рыбу он, преследуя, убивает прямо под водой своим мощным острым клювом, как гарпуном…

КОМПЕТЕНТНО

Михаил Чичко, генеральный директор Национального парка «Браславские озера»:

— Мы не имеем права варварски вмешиваться в жизнь природы. Но и оставаться в стороне тогда, когда ей угрожает опасность, не должны. Баклан носит статус опасного вида птиц, он неместный и появился на Браславщине где-то в 1980-е годы прошлого столетия. Очевидно, тогда люди поспешили обеспечить новоселу соответствующий имидж и защиту. Это уже позже обнаружилось: в тех местах, где появляется большая популяция агрессивного баклана, тоннами исчезает рыба, вымирают деревья и кустарники.

В природе все должно быть гармонично. Взяв под защиту одних, мы в итоге наносим вред другим. К примеру, не секрет, что разрастающаяся популяция красавцев лебедей тоже опасна. Это весьма агрессивная птица, она уничтожает кладки яиц уток, куликов и других пернатых. Завоевывает территорию, изгоняя соседей. На больших озерах это обычно незаметно, а вот на маленьких водоемах, где поселились несколько пар лебедей, очевидно. Так что везде и во всем нужно руководствоваться главным правилом — вмешиваясь в природу и отдавая кому-то предпочтение в попытке регулировать естественные процессы, главное — не навредить.

begunova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter