Птичка пролетела...

Правила жизни Саши Варламова
Правила жизни Саши Варламова

Современные отношения дизайнера одежды и его клиента — на редкость увлекательная тема. Принято считать, если ты — профессионал, то должен удовлетворить любой каприз. А что делать, если эти требования не имеют никакого отношения к моде, идут вразрез с твоим профессионализмом? Как найти компромисс между амбициями клиента и твоим собственным творческим кредо?

Когда раньше ко мне приходили заказчики и высказывали свои пожелания, я переспрашивал: «Вы точно уверены в этом варианте?» И если получал утвердительный ответ, то все равно спорил и убеждал.

На заре карьеры конфликты с клиентами возникали у меня постоянно. Я все время навязывал свое мнение. Мне говорили: «Я не хочу это!» Я уверял: «Вы ничего не понимаете, вам это пойдет». Со мной в итоге оставались только те, кто относился ко мне по–дружески, либо те, кого я смог переубедить. А сколько людей ушло только потому, что они не хотели носить то, что я так искренне им предлагал!

Сегодня я почти никогда не спорю. Мой профессиональный долг — исполнить заказ так, чтобы человек вышел от меня потирая руки и сказал: «Вот это класс!» Клиенты — это те же дети, властные, капризные, одновременно подозрительные и доверчивые.

Для того чтобы изменить свое отношение к клиентам, должны были пройти годы. От меня потребовалась масса усилий. По гороскопу я — Телец, а значит, диктатор. Всегда и во всем я был уверен. Уверен, что прав, что только так, а не иначе и должно быть. Для работы это полезное качество. Сомнения могут быть в начале пути, но они не должны препятствовать самой работе. Если ты не уверен в себе, в качестве своего продукта, разве можешь выносить его на всеобщее обозрение? Если сомневаешься, не нужно ничего показывать. Лично я всегда демонстрировал только то, в чем был уверен.

Иногда меня спрашивают, осталась ли в работе модельера образовательная функция или все поглотил рынок? Поверьте, люди, занимающиеся дизайном одежды, — очень сильные люди. Они формируют пространство вокруг человека, разрабатывают конструкцию одежды. Нарисовать эскиз может любой. А вот решить, какие нужны швы, где сделать подгиб, отделочную строчку, сверху или снизу делать застежку, — это вопрос дизайнера. Если дизайнер обладает достаточными навыками, он делает из одежды инструмент, благодаря которому люди начинают смотреть на себя чуть–чуть по–другому. Беда в том, что не все этого хотят. Не всем это, по большому счету, нужно. Есть люди с врожденным стремлением к тому, чтобы изменяться. Естественное стремление быть лучше в них не погасло. Но есть и абсолютная внутренняя глухота к дизайну. Поэтому в чем–то дизайнеры до сих пор остаются диктаторами. Они привносят в индивидуальный мир клиента свое видение.

Но в любом случае сегодня я делаю только то, что хочет клиент. Часто он приходит с совершенно четким и сформировавшимся убеждением в том, что ему на самом деле надо. Я начинаю с того, что показываю ткань. Клиент упирается: «Нет, на эту ткань я не соглашусь никогда!» В таком случае мне нужно просто отвлечь его внимание: «Смотрите, какая птичка пролетела...» Человек отвлекается, и в этот момент я прикладываю ткань и говорю: «А теперь посмотрите на себя в зеркало». После небольшой паузы он поворачивается, видит себя совершенно по–другому и говорит: «Да? Как интересно. Я подумаю». Это, конечно, игра, но чаще всего так и бывает. Приходится прибегать к профессиональным уловкам. Я убеждаю, что его вариант мы успеем сделать всегда, поэтому следует рискнуть и попробовать что–то новое. Я призываю пофантазировать хотя бы пять минут. Ведь и в жизни, как в дизайне, — всегда есть варианты. Если человеком занимаются, открывают ему глаза на себя, подсказывают эти варианты — ему всегда приятно.

Интеллектуальный уровень белорусского клиента и его потребности, поверьте, всегда были однозначно выше по сравнению с нашими соседями — Россией, Прибалтикой, Чехией, Польшей. Беларусь — удивительная точка на карте мира. Я до сих пор удивляюсь, насколько в наших людях сильно стремление к красивому. Но, кроме стремления, у белорусского клиента есть еще и чувство вкуса, а это значительно облегчает всем нам работу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter