События на границе: психология провокаций извне

Психология провокаций на государственной границе

Один раз — случайность, а два — закономерность. И когда происходит череда событий, побуждающих к возмущению, то появляются вопросы. А не пытаются ли белорусов поддразнивать?


На днях в районе Бреста в пункте пропуска «Козловичи» был замечен мужчина в военной форме с оружием в руках. Теоретически это уже могло бы быть поводом жестко на него отреагировать, но белорусская сторона и в этот раз поступила мудро. Поэтому все закончилось тем, что потоптался вооруженный человек и ушел. 

Ранее подогревалась ситуация с беженцами и были предприняты агрессивные действия с польской стороны ЗА ­ПРЕДЕЛАМИ Польши — на территории УЖЕ нашей ­страны.
И чтобы на этой почве не разгорелось более жесткое противостояние, тогда тоже было необходимо реагировать мудро. Нельзя давать провокатору поджечь ситуацию, когда в перспективе это способно увести конфликт по плохому сценарию. Особенно если речь идет о стране.
Но иметь в виду характерные поползновения стоит. Если кто‑то так делает, значит, оно ему нужно. Это поможет осмыслить ситуацию на территории внешних границ. А заодно предсказать намерения провокатора.

Когда один человек очень хочет поссориться с другим, ему совершенно необязательно дожидаться оправданного повода для этого. В таких ситуациях люди нередко прибегают к различным манипуляциям, чтобы создать конфликтную ситуацию.

Методы при этом могут избираться довольно грязные: зацепить словом, обес­ценить, нарушить личные границы другого, пренебречь тем, что для человека важно, уничижительно поступить или сказать по отношению к какому‑то ценному для него предмету, понятию, явлению и т.д. Суть в том, что провокатор намеренно стремится уязвить своего оппонента так, чтобы тому стало больно, обидно, горько, дискомфортно. Потому как эти переживания обычно влекут за собой целый диапазон агрессивных чувств: от легкого возмущения до сильного гнева.

А это уже почти как раз то, что нужно манипулятору, — вспышка гнева и его проявление. Подобное развитие событий ожидаемо, поскольку любой человек будет всегда защищать то, что ему дорого. Просто у каждого свой порог чувствительности. И на одного надо нажать чуть сильнее, чтобы тот вспыхнул, а другой может завестись с полуоборота.
Но путь к проявлению гнева в том, что условно нужно нарушить границы дозволенного так, чтобы другому человеку стало достаточно больно.
А дальше уже можно продолжать развивать конфликт в зависимости от того, что по итогам необходимо достичь. 

Провокации в плоскости отношений между государствами зачастую тоже работают по схожей траектории. Хоть и происходит это на немного ином уровне, с другими своеобразными формами провокаций. Но суть их будет примерно такой же, как это происходит обычно в жизни. Потому как решения принимают люди. Стратегии воздействия продумывают люди, защищают границы своего государства тоже простые люди.

А это значит, что манипуляторы могут пытаться воздействовать. Ведь ничто человеческое способным повлиять уже на судьбу своего государства не чуждо. Это нечестно. Однако не все ориентируются на этот принцип. 

Провокации в политических или военных кругах тоже всегда рассчитывают на закономерность, что защищать границы своего пространства и свои ценности — это естественно. Как для отдельно взятого человека, так и в масштабах всего государства. И любые манипуляции осуществляются всегда под конкретную задачу. Например, когда нужно, чтобы другая сторона повела себя агрессивно. Кто при этом будет истинным зачинщиком, всегда можно затенить. За счет информационного поля. Тем более что провокативное поведение гораздо легче скрыть за жесткой ответной реакцией своего оппонента, когда будет. Если будет.

Нарушение границ своего пространства государство вправе защищать достаточно жестко. И те, кому хотелось бы затеять противостояние, это знают. Однако, намереваясь выставить другую сторону агрессором, хитрый зачинщик в таких случаях никогда не действует слишком явно для всех посторонних глаз. Ведь ему еще предстоит округлить глаза и объявить, что сам он почти ничего не сделал, а вот агрессор ­НАЗВАННЫЙ отреагировал неадекватно.
Механизм достаточно прост: значение провокации обычно приуменьшается, а реакция другого преувеличивается. В психологии это называется скрытой агрессией, и обычно она дает определенные бонусы в руки манипулятора. Например, как только со стороны другого поступает агрессивная ответная реакция, зачинщик как бы тоже «получает право» на агрессию. Только в этот раз уже более явную и жесткую.
А дальше уже целый веер возможностей. Можно наказывать, надевая на себя маску жертвы: вводить санкции, не исполнять какие‑то условности, чего‑то не делать, что до сей поры нужно было, но так не хотелось. Или наоборот — делать то, что раньше оставалось под грифом «нельзя», но вот теперь как бы можно…

Зная определенные правила и закономерности, недоброжелатель может попытаться ими воспользоваться. В обычной жизни речь идет о психологических закономерностях, в военных и политических кругах рассчитывается, что реакция может быть более масштабной. Поскольку это считается возможным ПО ­ЗАКОНУ. Ведь любое государство обязано защищать самого себя. И ориентация на то, чтобы уберечь страну от нарушения ее границ, — абсолютная норма. Другой вопрос в том, КАК это будут делать, когда появится на то причина.

Возвращаясь к событиям на польской границе — такие поводы появляются. И наша сторона отвечает, да только всегда не так, как от нее ждут. И потому провокативное поведение продолжается. Надругательство над государственными символами — само по себе аналог попрания чужих ценностей. Ведь герб или флаг — это то, что олицетворяет для белорусов их страну. И когда кто‑то посторонний позволяет себе пренебрежительные поступки в отношении символики, то это задевает национальные чувства.
В жизни это всегда вызов, а на государственном уровне — тем более. Но реагировать на такое важно мудро. Осмыслить ситуацию очень помогает вопрос «зачем?». И понимая, к какому исходу поистине пытается склонить другая сторона, можно не пойти по ее плохому сценарию. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter