Дзиодзина – о тенденциях в психологии протестующих, когда бардак в квартире становится продолжением беспорядка в головах

Психология «неряхи»: о чем кричит хаос

Лица протеста. Какие они теперь, когда прошел почти год? Ведь когда мы встречаем в социальных сетях комментарии о том, что кому-то из несогласных искренне жаль, что покушение на жизнь Президента и его сторонников не увенчалось успехом, то становится понятно: что-то с протестом пошло не так. И то ли в головах людей нечто перевернулось, то ли сам протест остался привлекателен лишь для тех, в ком все это время жила тяга к разрушению… Но хотят ли они разрушать все до основания, чтобы строить, или привлекательной остается сама идея уничтожения?


Могут ли вообще хоть что-то создать люди, способные сожалеть, что никто не умер?
Алена ДЗИОДЗИНА
Одни жаждут крови лишь на словах и в социальных сетях, другие готовят провокации и призывают к конкретным действиям остальных, в ком зло еще тлеет, подобно торфянику. Отпетые уголовники и с виду тихие мальчики ненавидят одинаково. Они не существуют где-то там в интернете в отрыве от общества. Эти люди живут среди нас. Мы ходим под одним небом, дышим тем же воздухом, а порой и сидим за одним столом, не подозревая, что прямо сейчас, как ничто другое, их, возможно, обрадовало бы чье-то страдание.

Не в моей компетенции ставить диагнозы, но предложить обществу поразмышлять над тем, что порой помещает в один ряд «хорошего парня» и беспринципного бандита, очевидно, стоит. Ведь так бывает, что влечение к протесту — это история не про наши отношения с властью, а про отношения человека с самим собой. Если хотите, своего рода лакмусовая бумажка, которая проявляет то, что у человека в душе.

Порой мы видим кадры лиц протеста из жилых домов. «Вавилонские башни» из чашек, сложенных одна в другую с поставленным бчб-флагом на самую верхушку. Каскады вещей, которые, оказывается, может вместить в себя один квадратный метр. Они удивляют своими масштабами, образуя величественные баррикады из всего со всем. Глядя на них, возникает ощущение, что скорее гора сойдет с места, чем найдется кто-либо, кто сумеет хоть сколько-нибудь разобрать и уменьшить эти валуны случайного хлама. Казалось бы, что здесь при желании можно даже обнаружить древние артефакты или останки динозавров. И если бы в этой квартире мог затеряться танк, то непременно эти небольшие хрущевки поглотили бы его целиком и безвозвратно.
Однако способен ли человек, который живет в захламленной берлоге, содействовать конструктивным переменам в стране, если даже свой дом у него не получается содержать в порядке?
Ведь успешное государство прежде всего предполагает упорядоченность для основных сфер жизни населения. А порядок всегда требует способности фильтровать: что из старого должно уйти в прошлое, а что важно было бы сохранить и при необходимости скорректировать или приумножить.
Нередко беспорядок в квартире является продолжением бардака в головах тех, кто свыкся жить в хаосе.
Таким людям может быть трудно отфильтровывать, что из прежнего в жизни им нужно, а от чего лучше было бы отказаться. Поэтому они накапливают: эмоции, воспоминания, прежние обиды, изжившие себя отношения. Накапливают до тех пор, пока вокруг не остается пространства для них самих. Но едва ли «захлебнуться» из-за своей неспособности отделять нужное и ненужное можно считать вариантом нормы.

А бывает так, что человеку крайне трудно отпускать прошлое и он держится за него через накопление вещей, которые о нем напоминают. Решившись однажды окунуться в протестную активность, такие люди будут самыми «верными адептами» своего движения. Даже в том случае, если оно со временем начнет обнаруживать свою абсурдность, им все равно будет крайне сложно отказаться от выбранного вектора. Как бы это парадоксально ни прозвучало, но в данном случае сторонники перемен в государстве на самом деле больше всего тревожатся о переменах в своей собственной жизни. И к каким только «хитростям» ради сохранения своего спокойствия не приходится им прибегать…

Есть и другая тенденция, когда в человеке живет потребность отгородиться от мира. По разным причинам: страх жизни, непредсказуемости бытия, неготовность к новизне и опасение быть уязвимым в отношениях. Множество психологических барьеров, которые человек выстраивает в своем сознании, находят отражение в попытках физически отгородиться от мира теми подручными средствами, которые есть. И эта особенность также может проявлять себя в создании хаоса вокруг себя и деструктивном поведении, когда хочется свергать власть, топтать цветы и переворачивать автобусы.
А еще, когда человек вовлечен в решение проблем всего мира, нередко это повод задуматься: а не избегаю ли я таким образом решения ­СВОИХ трудностей?
Ведь когда дело касается перемен в собственной жизни, там обнаруживается слишком много тревоги. Гораздо больше, чем когда дело касается чужих вопросов или более глобальных проблем. А человек по каким-то причинам не может с ней справиться. И потому неосознанно пытается ее избегать, отвлекаясь на спасение всего мира. Наконец, порой мы становимся всеядными, когда оказывается трудно определить: чего же конкретно хочу я сам? И тогда человек начинает пробовать все, пытаясь понять, а нужно ему это или все-таки нет. Однако цена в таких случаях бывает слишком высока, когда методом проб и ошибок в итоге случается и отравиться. Поэтому перед любым решением в жизни важно сто раз подумать о том, какое персональное значение оно несет лично для меня. И не попадаю ли я в одну из ловушек «неряшливого» человека.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter