Психолог о том, чем опасно желание лепить из своих детей вундеркиндов и как от него избавиться

Надежда Георгиева.

фото из личного архива

Вопросом «Как воспитать ребенка одаренным?» озабочены многие современные родители. В погоне за мечтой они штудируют соответствующие книги и материалы в интернете, ищут ответы в биографиях известных людей, изучают опыт трубящих о своих успехах педагогов и родителей, берут на вооружение методики раннего развития. Что ими движет – стремление максимально развить потенциал детей и позаботиться об их блестящем будущем или жажда собственной славы и самореализации? Своими рассуждениями поделилась психолог Надежда Георгиева.

Нарциссизм, гиперопека и приверженность традициям

У желания вырастить гения корни могут быть разные. Прежде всего на ум приходит мысль о нарциссическом родителе, который через ребенка пытается воплотить в жизнь свои нереализованные мечты, получить обильную порцию славы и восхищения. «У таких взрослых нет любознательности к собственному ребенку. Вот хочет родитель, чтобы чадо заявило о себе как юный математик, – и заставляет по несколько часов в день решать примеры и задачи повышенной сложности. И в упор не видит, что ребенок устает, тяготится этими занятиями, а повышенный интерес проявляет, например, к музыке или химии. У родителя идея фикс: мой ребенок должен быть математиком, а есть ли у самого ребенка способности и желание – дело десятое», – объясняет специалист.

Для родителя-нарцисса непереносима мысль, что его ребенок никакой не вундеркинд, а самый обыкновенный мальчик или девочка. Если эксперты (педагоги, психологи) указывают на это или даже только предполагают, нарцисс приходит в ярость и вопит о том, что ему и его гениальному отпрыску завидуют недоброжелатели.

Идеи ускоренного интеллектуального развития детей чрезвычайно привлекают тревожного родителя. У такого взрослого велика потребность чувствовать себя хорошим отцом или матерью, вот только на собственные знания от неуверенности в себе он опереться не рискует, интуиции не доверяет. Поэтому ищет авторитетов, которые «точно знают» секреты правильного воспитания. А если человек пережил лишения, масла в огонь подливают пугающие мысли о том, что без востребованной профессии сын или дочь будет влачить жалкое существование. Поэтому такой родитель делает ставку на учебу, а чтобы ребенка ничего не отвлекало, окружает его гиперопекой.

Также важную роль играют семейные традиции и ценности, культурная среда, общественное давление. «Если ребенок растет в семье потомственных врачей, очень часто близкие мечтают, что он продолжил династию, и с юных лет активно пичкают его медицинскими знаниями. Семья, где все сплошь академики и профессора, скорее всего, категорически не одобрит идею мальчика связать свою жизнь с футболом. В городе-миллионнике родитель, который не водит малыша на подготовку к школе, английский, ментальную арифметику, бальные танцы, рисование, прослывет ленивым и безответственным», – приводит примеры Надежда Георгиева.

i.unimedias.fr

Дело в генах

В последние десятилетия очень популярна идея, что в каждом ребенке можно разбудить гения, если следовать «прорывным» методикам. Кто ее продвигает? Разумеется, те, кому это выгодно: педагоги и издатели, делающие бизнес на родительском тщеславии. На самом деле, доказали ученые, одаренность, талант и гениальность в большей степени обусловлены генами, чем воспитанием.

Среди великих философов, ученых, изобретателей немало выходцев из простых семей. Отец Иммануила Канта изготовлял седла, а мать вела домашнее хозяйство. Ломоносов лишился матери в девятилетнем возрасте, а об отце, промышлявшем рыбной торговлей, отзывался как о добром, но крайне невежественном человеке. Первый в мире антибиотик – пенициллин – открыл сын шотландского фермера Александр Флеминг. Будущий микробиолог потерял отца в семь лет, а мать, на чьи плечи легли заботы о восьмерых детях, при всем желании не могла уделять Алеку много внимания.

«Истинную одаренность ни с чем не спутаешь. Ребенок явно и очевидно опережает сверстников в развитии. Как правило, он выбирает одну специфическую сферу – и в больших объемах поглощает знания по данной теме. Так, если ребенка интересует астрономия, он способен часами с упоением вещать о звездах, галактиках, черных дырах, пульсарах. Спустя время ребенок может переключиться, но горящий глаз никуда не денется. О насекомых или артефактах Древнего Египта вундеркинд будет рассказывать с не меньшим воодушевлением», – говорит психолог.

У одаренных детей генетический жор на знания, а у среднестатистических неутолимую жажду познания пробудить невозможно, даже если задаться такой целью. Те, кто утверждает обратное, лукавят или заблуждаются. Специалисты знают, что при желании и использовании определенных методик – они давно разработаны и апробированы – любого ребенка (даже с умственной отсталостью!) можно научить рано и быстро читать, запоминать большие объемы информации. Только знания при такой «дрессуре» будут фрагментарными и непрочными, а главное, процесс их усвоения для ребенка если не мучительный, то точно безрадостный. Стоит ли овчинка выделки?

cocoiro.me

Природу не перехитришь

Головной мозг ребенка развивается поэтапно и становится совершенно взрослым только к 20 годам. Каждый предыдущий этап – фундамент для следующего, вот почему перепрыгивать через «ступеньки» не только бессмысленно, но и вредно. «Поверьте, нет никакой нужды водить 2-3-летнего малыша на занятия по системе Монтессори. Гораздо больше пользы вы принесете своему ребенку, если будете с ним играть, обнимать, проводить время так, чтобы вы оба испытывали тепло, радость, удовольствие. Тем более не стоит заставлять дошкольника читать «Мастера и Маргариту» и решать интегральные уравнения. Всему свое время», – говорит эксперт.

Для ребенка трех – семи лет ведущая деятельность – игровая.

Мозг ребенка очень пластичен, и при определенных усилиях взрослых кроха сможет читать книги и выполнять учебные задания не по возрасту. Но есть ли поводы для радости и гордости? «Родительские чаяния о блестящем будущем маленького «гения» в большинстве случаев, увы, не оправдываются. Обычная история: близкие мечтают, что их умничка поступит, допустим, в Кембридж и станет выдающимся ученым, а ребенок при непосильных умственных нагрузках к 10–12 годам перегорает и больше не демонстрирует высоких результатов», – акцентирует специалист.

Исследования не выявили корреляции раннего развития детей с их громким успехом в будущем. Многие вундеркинды выросли обычными людьми, а судьбы некоторых сложились трагично.

Не родительское тщеславие, а любовь к ребенку

Для детей, обычных и одаренных, самое главное – любовь близких. Как убедиться, что вы не обделяете ребенка?

Надежда Георгиева называет главные черты любящего родителя: «Он не транслирует послание «Стань таким, как я хочу, иначе разочаруешь меня», потому что для него ребенок – отдельная личность, а не его продолжение и уж тем более не средство для удовлетворения амбиций. Такой взрослый не навязывает свои интересы, а внимательно наблюдает, в какую сферу ребенка тянет, поощряет стремление пробовать себя везде – в творчестве, спорте, науке. Предоставляет и уважает выбор ребенка. Радуется успехам и поддерживает, если постигла неудача. Если обнаружились яркие способности, любящий родитель не зацикливается на их максимальном развитии, не наседает с требованиями: «Больше побед, еще больше!» Наоборот, заботится о том, чтобы ребенок полноценно отдыхал, имел увлечения, общался со сверстниками. То есть не превращается в злого волшебника, крадущего детство».

«Стремитесь к золотой середине: помогайте развиваться в том, в чем он силен, и позволяйте оставаться ребенком. Подарить счастливое детство – лучшее, что вы можете сделать для ребенка», – резюмирует психолог.

pexels.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter