Психолог назвала распространенные ошибки родителей при общении с малоговорящим ребенком

Некоторые родители думают, что чем больше говорить с малышом — тем лучше для его речевого развития. Однако это распространенное заблуждение. Нейропсихолог, логопед и дефектолог Виктория Карпович перечислила пять главных ошибок, которые совершают родители, пытаясь наладить контакт с ребенком, и рассказал, как правильно развивать инициативу у малыша, чтобы он участвовал в разговоре.

Фото freepik

Общение с неговорящим ребенком может быть осложнено долгими разговорами. Вместо того чтобы дать малышу время обработать информацию и ответить, родители часто «заваливают» его потоком фраз, ожидая реакции. Но у ребенка совсем другая нервная система — и совсем другой опыт.

Ошибка № 1: нет паузы между вопросом и ответом

Когда мама спрашивает: «С кем ты сегодня играл в саду?», ей хочется сразу услышать ответ. Но у ребенка нет опыта, который позволяет мгновенно воспроизвести образы, слова или события. Он должен сначала услышать вопрос, понять его, найти нужный образ в памяти и решить, как ответить — жестом, взглядом или звуком.

Если после вопроса сразу следует новое предложение, то ребенок теряется. У него не остается времени на ответ. Это похоже на ситуацию, когда вы приходите на встречу с друзьями, а кто-то начинает говорить что-то без остановки целый час, не давая вставить ни слова. Многие в этот момент почувствуют себя некомфортно, потерянно, неуверенно. Такие же эмоции и у ребенка. Чтобы изменить ситуацию — просто делайте паузу после каждого вопроса. Например, укажите на предмет и спросите: «Что это?» — затем подождите 5–7 секунд. Давайте ребенку возможность подумать и ответить.

Ошибка № 2: много информации — мало смысла

Ошибочно считается, что чем больше мы разговариваем с ребенком, тем быстрее он начнет говорить. Особенно популярны старые методики, при которых мама постоянно комментирует действия: «Смотри, я подметаю пол этим веником! Ой, да тут грязь!» — и так далее. Но современные дети живут в условиях информационной перегрузки. Их нервная система гораздо более чувствительна. Поэтому такой поток речи вместо помощи становится барьером.

Что делать? Говорите коротко, используйте одно слово или простое предложение. Например: «Ложка», «Ам-ам», «Поезд поехал». Так ребенку будет легче запомнить, а после воспроизвести слова.

Ошибка № 3: не замечаем невербальную речь

У детей инициатива к общению возникает намного раньше, чем начинают формироваться слова. Речь идет о жестах, взглядах, эмоциональных откликах. Если ваш малыш тянет вас за руку, показывает пальчиком, гулит — это тоже форма общения. Не пренебрегайте этими сигналами. Они говорят о том, что ребенок хочет чего-то, видит предмет, выражает желание. В таком случае отвечать ему нужно тоже правильно. Например: ребенок показывает на машинку — вы говорите: «Да, это машинка!» — и делаете паузу. Так у ребенка появляется время обработать получившую информацию, вы помогаете ему переходить от жеста к слову.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter