Психолог на проводе

Корреспондент «СБ» знакомился с минским «телефоном доверия»

Корреспондент «СБ» знакомился с минским «телефоном доверия»


Первый «телефон доверия» появился более полувека назад. Англиканский священник Чад Вара поместил в газете объявление с предложением звонить ему всем отчаявшимся. Вскоре от желающих излить душу не было отбоя.


С тех пор подобного рода службы появляются с неимоверной скоростью. Мы решили узнать подробнее, как обстоят дела с экстренной психологической помощью по телефону у нас. Негосударственных служб, кстати, нет. Но эту нишу в каком–то смысле заменяют телефонные экстрасенсы и гадалки.


Даже зная адрес учреждения, найти его оказалось непросто — обычный жилой дом с ничем не примечательным подъездом. Меня убедительно просили не разглашать координаты «телефона доверия». Оно и понятно, мало ли кто захочет нанести визит знакомому голосу из трубки...


Две небольшие комнаты, напоминающие скорее гостиничный номер, чем медицинское учреждение: диван, кресло, цветок, письменный стол и, собственно, телефон. Дежурный психолог Вадим Анатольевич (имя изменено в целях безопасности) заступает на смену — 12 часов подряд он будет у аппарата. За это время ему успеют позвонить 15 — 25 человек. Беседа может продлиться и пару минут, и час — как того пожелает позвонивший. Психолог повесит трубку только в том случае, если услышит оскорбления или если собеседник пьян.


Служба анонимная, бесплатная и круглосуточная. После окончания разговора дежурный записывает на специальной карточке его продолжительность, пол, приблизительный возраст и характер проблемы позвонившего (в соответствии со специальным кодификатором).


Раздается звонок. Но на другом конце провода — молчание. Удивленно смотрю на Вадима Анатольевича.


— Обычное дело. В сутки «пустых» звонков бывает не так уж и мало, — кладет трубку психолог. — Возможно, это был один из наших постоянных клиентов. Они проверяют, кто из психологов на проводе. Разговаривать будут с тем, с кем уже привыкли обсуждать проблемы.


Временное затишье. Получасовую паузу наконец разрывает еще один звонок. В течение следующих нескольких часов наш номер набирает один и тот же человек. Спрашивает все время юридическую консультацию. Такое чувство, что он не решается задать вопрос, который его тревожит. Стеснение? Боязнь? Тревога? Иногда преодолеть психологический барьер звонящему очень сложно.


А вот звонит женщина, пережившая любовную драму. Психолог скорее выслушивает, чем навязывает советы, он предельно корректен и спокоен. Только время от времени разминает руку, в которой держит трубку, немеющую за время продолжительной беседы... Беседа продолжается около часа.


— Однажды разговор продлился девять часов! — вспоминает Вадим Анатольевич. — Человек балансировал на грани жизни и смерти: хотел покончить с собой.


Удалось переубедить? Увы, узнать это удается нечасто. Все–таки «телефон доверия» анонимный и обратная связь не всегда поддерживается. Иногда, впрочем, несостоявшиеся самоубийцы звонят, приходят на прием, благодарят психологов.


Все сотрудники «телефона доверия» — квалифицированные психологи с высшим образованием. Всего их 20 человек, в большинстве своем — девушки. Как подчеркнула Алла Шахова, заведующая психологической лабораторией Минского городского психоневрологического диспансера, специальность освоить может каждый, но далеко не каждый сможет полноценно работать. «Даже если человек заучит инструкции и вызубрит методики, это еще не сделает его способным к такой работе. Нужны особое чутье, талант и душевные силы, наконец. Нередко после работы ощущаешь эмоциональное выгорание».


— С какими проблемами в основном к вам обращаются?


— На первом месте (а это почти 30 процентов от общего количества звонков) — проблемы, связанные с психическим здоровьем. Как правило, мы рекомендуем таким звонящим проконсультироваться у специалиста. На втором месте — семейные проблемы. Это самого разного рода конфликты между супругами, бывшими супругами, детьми и родителями и т.д. Часто звонят люди пожилого возраста, которые оказались социально неадаптированы, одиноки...


Проблема суицида, увы, стоит довольно остро. Только в ночь с 7–го на 8–е марта было несколько звонков от женщин с угрозами расстаться с жизнью... Однако люди, которые по тем или иным причинам решили покончить с собой, далеко не всегда звонят по «телефону доверия». А если и раздаются подобного рода звонки, то на проводе чаще всего так называемые манипуляторы, желающие вызвать жалость и компенсировать тем самым свои самые разные комплексы.


— Мы не даем много обещаний, не говорим: «Позвони — и все изменится». Главная наша задача — информировать человека, постараться вывести его из того тяжелого состояния, в котором он находится. Жизнь за другого прожить невозможно!


Рассуждая о сложностях службы, Алла Васильевна признается, что главная проблема «телефона доверия» в том, что нет четкой структурированности. «Приходится слышать о вещах, которые никакого отношения к нам не имеют. Человек увидел рекламу «телефона доверия», позвонил... А мы обязаны выслушать всякого. Наш профиль — медико–психологический. Зачастую бывает так, что задают вопросы, на которые ответ должны давать сексологи, наркологи и даже юристы или священники».


Сегодня люди запросто пойдут к друзьям и выплеснут собеседникам в жилетку все свои горести и печали. Или сходят к гадалке, чтобы та в прихотливых узорах ладоней обнаружила выход из очередного жизненного лабиринта. Те, у кого кошелек потолще да претензий побольше, доверятся картам Таро, гексаграммам И–цзин или запишутся на какие–нибудь новомодные курсы–тренинги, сулящие здоровье, счастье в личной жизни, карьерные взлеты... Чего не пообещаешь за деньги? И все это даже может помочь. Но только на первый взгляд. Всегда лучше довериться профессионалу. Если на время «отпустило», это не значит, что вы выздоровели и все в порядке, если исчез симптом — не значит, что болезни больше нет. Временное облегчение и психическое благополучие — понятия принципиально разные. А сохранить душевную стабильность в современном мире размытых ценностей и всевозрастающих требований к личности оказывается не так уж и просто.


Справка «СБ»


Список телефонов экстренной психологической помощи:


Минск — для взрослых — 290–44–44, для детей и подростков — 315–00–00


Брест — (8–0162) 40–62–26, (8–0162) 20–15–55


Витебск — (8–0212) 24–63–10


Гомель — (8–0232) 37–91–91


Могилев — (8–0222) 47–31–61

 

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter