На встречу с известным российским психологом, педагогом, публицистом, лауреатом премии Президента РФ в области образования Людмилой Петрановской, организованную в Минске частной школой «Апельсин» и Ассоциацией частных организаций образования, пришли сотни белорусов. Родителей и учителей интересовал простой вопрос: что не так с современной школой?
– То, за что боролись многие поколения, то, что нашим прадедам казалось несбыточной мечтой, а именно право каждого ребенка получать 9-10-11-летнее образование, сегодня превратилось для многих родителей в источник постоянного стресса, разрушения отношения с ребенком, а для многих детей -- в источник нервозов и болезней. У нас к школе сложилось отношение как к судье, оценщику, который скажет о нашем ребенке либо «сойдет», либо «нет, что-то в нем не то». И в таком отношении много причин, – говорит Петрановская.
Одна из них заключается в том, что в течение ХХ века образование на постсоветской территории было мощнейшим социальным лифтом. Благодаря школе, институту перспективу получал даже крестьянин из беднейшей семьи.
– Ценность образования была очень высока по чисто прагматическим соображениям. Оно позволяло улучшить качество жизни и вырваться из крестьян в горожане с их цивилизованными условиями жизни. Сейчас совсем не так. Сегодня образование практически не играет роли социального лифта, – уверяет лектор. – Однако мы продолжаем думать по-старому.
Помимо этого, советская школа была скопирована с прусской системы образования -- системы, призванной готовить людей к службе и работе в индустриальном мире.
– Эта школа была очень эффективна и выполняла свои обязанности для индустриальной эпохи с ее стандартизацией процессов. Но индустриальная эпоха умирает. Все те профессии, которые могут быть стандартизированы, будут роботизированы. Никаких рабочих мест с заранее продуманными, четко расписанными должностными инструкциями скоро не станет. Работа будет состоять из того, что мы сами себе придумаем.
Людмила Петрановская уверена, что разрыв между школой и жизнью катастрофически нарастает.
– Начинается другая история с другими правилами игры. Все те функционалы, которые натренировывает школа, -- работа по алгоритму, правильное оформление, воспроизведение и повторение – становятся неактуальным. Мир требует совершенно других качеств и компетенций. Современный человек должен уметь управляться не с формулами и алгоритмами, а сам с собой, своими эмоциями, чувствами. Система образования требует глубокого реформирования. И в первую очередь школа должна начать учить тем умениям, которые действительно нужны в современном мире.