Взяв за основу или, вернее, в качестве источника вдохновения миф об Орфее и Эвридике, режиссер Евгений Корняг создает современную притчу о поиске любви, спонсором которой тут выступает известный производитель нижнего белья, чулочно–носочной продукции и одежды из трикотажа. (Благодарность спонсору обозначена без лишних сантиментов на программке.) Время такое: у любой притчи должен быть свой спонсор, тогда рассказ выйдет уверенным. Кажется, что любой эпизод «Бетона» можно было бы выхватить из общего потока и сделать из него первоклассный рекламный ролик продукции фирмы. Во всех смыслах молодые артисты РТБД во главе с заслуженной артисткой Людмилой Сидоркевич тут предельно обнажены. Они гнутся во все стороны, бегают и эффектно появляются там, где их не ждали зрители. Корняг чувствует и не гнушается элементов театра абсурда. С каждым новым витком действия «Бетон» становится все сложнее и все безнадежнее.
Сценическое пространство, созданное известным художником, лауреатом Национальной театральной премии и премии «Золотая маска» Татьяной Нерсисян, — одно из самых оригинальных за последнее время на белорусской сцене, оно умело подчиняет себе сцену РТБД, выглядит живым и тревожным трансформером, готовым поглотить героев в следующую секунду. В этой бетонной стене, придуманной Нерсисян, все время открываются ячейки и прорехи, герои мечутся между ними, словно никак не могут отыскать свое место. Сценография становится тут еще одним действующим лицом. Композитор Никита Золотарь, как и в предыдущих совместных работах с режиссером, написал нервную, пульсирующую, временами беспросветно психоделическую музыкальную дорожку.
Увы, бетонная стена холода и бездушия так и не будет сломана, в финале в соответствии с заявленным мифом все вообще провалится в тартарары. Режиссер эффектно процитирует известную картину немецкого художника Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос в гробу» (или показалось?), и ощущение тотального холода, утраты, одиночества только усилится. Даже непонятно, кто же выживает в этих бетонных джунглях... Сильнейший или счастливейший? По каким законам? Можно ли избежать дружелюбной пятерни фатума, которая вдруг ложится тебе на плечо? И все же по Корнягу, чтобы не чувствовать себя окончательно замурованным в бетонную стену, трепыхаться и пытаться вырваться из ее объятий все–таки стоит.
Добрый зритель в 9–м ряду.