Сильный стресс провоцирует дебют «стыдного» заболевания

Актуальна ли для белорусов проблема агрессии и психического здоровья?
ШОКИРУЮЩАЯ драма в столичном ТЦ «Европа», где 8 октября учинил резню 17-летний минчанин, заставила многих из нас задуматься: что происходит с психикой  в начале третьего тысячелетия? Могут ли так поступать люди адекватные, те, о которых мы говорим «нормальные»? Не повинны ли в страшных преступлениях и терактах в общественных местах бездушные технологии и повальное увлечение компьютерными видеоиграми, где главный посыл — кого-то побыстрее «замочить»?

Что касается несовершеннолетнего убийцы, то проведение судебно-психиатрической экспертизы займет не меньше месяца, и только тогда можно будет сказать что-то конкретное. Но вопросы, которые лежат на поверхности, нельзя не задать. Возможно ли было предупредить несчастье, вычислить нападавшего по каким-то, в конце концов, внешним признакам, поведению?  Актуальна ли для белорусов проблема агрессии и психического здоровья?

Тему мы обсудили с заместителем директора по медицинской части РНПЦ психического здоровья кандидатом медицинских наук Ириной ХВОСТОВОЙ.



— Ирина Игоревна, недавно произошедший случай в ТЦ «Европа» всколыхнул общественность. Высказывались мнения, что нападавший в свое время проходил психиатрическое лечение…

— Я не буду обсуждать эту трагедию. Это неэтично, и СМИ должны быть крайне осторожны в освещении подобного рода ситуаций. Почему? Общество ведь как маятник. В один день оно недовольно врачами-психиатрами, считает, что те будто бы нарушают права человека, организовывая принудительное лечение или диспансерный учет пациентов. Затем происходит что-то выходящее за рамки (вроде того, что случилось в ТЦ «Европа»), и наблюдаем обратное: тема опасности лиц с психическими расстройствами муссируется обществом, оно уже испытывает страх перед ними. 

Но на самом деле мало кто знает, что 90 процентов людей с психическими расстройствами неагрессивны. Чаще преступления совершают те, кто считает себя здоровым, кто никогда не обращался к врачам за помощью. Мы знаем, что каждый день происходят преступления по вполне объяснимым причинам: ревность, зависть, жадность, стяжательство. И их совершают люди, которые, в принципе, психически здоровы… А если идет на нарушение закона человек с уже зафиксированным расстройством, это начинает интенсивно обсуждаться. Обществу непонятны мотивы поступка. Такое преступление оценивается не так, как, допустим, нападение с целью грабежа в подворотне, которое на самом деле может быть не менее жестоким. 

— Мы живем в динамичное, непростое время. Наверняка его темп отражается не только на физическом, но и на нашем психическом здоровье. Действительно ли это так? 

— В 2015 году в Беларуси более 356 тысяч человек обращались за помощью к врачам психиатрам-наркологам и психотерапевтам. Из них 70 тысяч впервые заболели психическим расстройством. Цифры не большие и не маленькие, но они отражают актуальность проблемы. То есть достаточно много людей получают помощь, обращаясь к психиатрам и психотерапевтам.  Самыми распространенными считаются так называемые пограничные психические расстройства — депрессии, панические и тревожные. Обращаемость к врачам-психиатрам стала выше, чем, допустим, 10 лет назад. На самом деле то, что люди идут к специалистам, — факт положительный. Это говорит о культуре населения, о том, что люди заботятся о своем здоровье. 

Действительно, чаще мы говорим и слышим о физическом здоровье. Но мы же понимаем, что без психического — никуда. Карьеру не построишь, семью не создашь, долго не проживешь. Заболевание психики, как и любое другое, может прогрессировать. В социуме с невысоким уровнем культуры существует предубеждение в отношении лиц с психическими расстройствами. А в культурном обществе противоположная ситуация: если кто-то обнаруживает у себя признаки психического расстройства, он уже не боится социальных последствий и обращается к врачу. Общество перестает опасаться негативных последствий установления диагноза и оказания соответствующей помощи. Это на самом деле  хороший знак. 

— Но у любого ли человека есть риск возникновения психических заболеваний? 

— Увы, любой человек, как бы он хорошо о себе ни думал, имеет риски заболеть. В течение жизни примерно в 23—25 процентах случаев есть вероятность перенести психическое расстройство. К примеру, у мужчин вероятность заболеть депрессией — 10—12 процентов, а у женщин — 20—30. А вот риск «получить» шизофрению у любого человека, если отбросить наследственный фактор, составляет всего один процент. 

— Ирина Игоревна, но что и в какой момент может стать тем самым спусковым крючком?

— Социально-психологические причины, связанные с какими-то жизненными обстоятельствами. Дебют любого психического заболевания может спровоцировать сильное стрессовое событие в жизни человека — утрата близкого, любимой работы, пожар, переезд… Очень часто обострение расстройств идет рука об руку с употреблением алкоголя, психоактивных веществ. Нельзя не учитывать и культуру поведения в семье. Там, где легко проявляется агрессия друг к другу, много нетерпимости, раздражения, деформированы отношения между родителями, поколениями, создаются предпосылки для развития у детей психических расстройств. И мы это часто видим. Затем такой ребенок вырастает, а вместе с ним вырастают и его проблемы, он переносит их во взрослый мир.

— Но относится ли агрессия к психическому расстройству?

— Агрессивное поведение присуще как людям без психических расстройств, так и людям с ними. Оно свойственно вообще всем живым существам. Нахамил, обругал, наорал? Это вовсе не говорит о том, что человек вел себя агрессивно. Может, он просто опаздывал и не видел вообще ничего вокруг… 

Проводилось любопытное исследование, которое вот что показало: чем выше число живых особей на единицу площади, тем больше вероятность возникновения  агрессивного поведения. Еще один факт: в природе быстрее всего погибают особи с низким уровнем враждебности и с очень высоким. В некоторых случаях агрессия может быть симптомом недуга, чертой характера. 

— А приступы злости, ярости? В последнее время в прессе много читаем и слышим о том, как кто-то накинулся с ножом на людей. Вот и последний случай — в Орше человек покусал милиционера... Может ли агрессивный человек вести себя незаметно в обществе, до поры до времени маскируясь? При этом фактически жить и ненавидеть людей, а потом вдруг сорваться и показать себя в жестоком акте?

— Агрессия может носить и скрытые формы. Бывает, кто-то сдерживает и контролирует себя до определенной поры. Но на самом деле это очень сложно, особенно если эмоции перехлестывают через край. Вот здесь как раз и важно, чтобы рядом был внимательный человек, который это заметит.  В такой ситуации рекомендую обратиться к врачу, семейному терапевту, который поможет решить проблемы.

А вот предвидеть акт враждебного поведения незнакомого человека в отношении себя, окружающих крайне трудно. Пожалуй, кроме тех случаев, когда человек находится  в состоянии  алкогольного или наркотического опьянения, которое повышает риск агрессивных действий.

— Могут ли спровоцировать появление агрессии компьютерные игры, войнушки, стрелялки, особенно когда мы говорим о детском и подростковом возрасте, когда психика неокрепшая?

— Если юный человек погружен в игры с большим количеством насилия и агрессивных действий, или в мире его переживаний большое место занимают фантазии на эту тему  — он читает соответствующие  книги, просматривает фильмы, — то, думаю, рано или поздно это начнет влиять на его поведение. Конечно, это не будет так выглядеть: поиграл в жестокую игру, посмотрел жестокий фильм — и пошел делать что-либо нехорошее. Но если человек поглощен этим, то, конечно, это рано или поздно проявится. Но как, когда и где — вопрос…

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter