Чем грозят тарифные барьеры в ЕАЭС

Прыжок выше барьеров

Психологи утверждают: каждый брак переживает определенный кризис в первый год своего существования, после проблемы настигают на 3, 5, 7 и 14-м году совместной жизни. Может, такое сравнение покажется и неуместным, но в партнерских отношениях стран — участниц Евразийского экономического союза видятся схожие параллели. ЕАЭС 3,5 года. Как и в любом браке, не обходится без ссор и взаимных упреков. Досаднее, когда кто-то тянет одеяло на себя, заботясь о сиюминутных выгодах, не думая на перспективу. 

Sb.by

На 1 июня этого года в реестре препятствий ЕАЭС (так называемая «Белая книга») зафиксировано в общей сложности 65 барьеров, изъятий и ограничений, хотя прошлой весной на момент согласования их было 60. Больше всего препятствий в энергетической политике, техническом регулировании, транспортной сфере и грузоперевозках, налоговой политике. Всего ЕЭК сейчас рассматривает более 200 обращений стран-участниц по существующим препятствиям на внутренних рынках, при этом «дорожная карта» по устранению изъятий и ограничений на 2018—2019 годы включает 17 препятствий.

Впрочем, есть и успехи. Так, по данным годового отчета ЕЭК, благодаря совместным усилиям сторон в прошлом году удалось не допустить появления новых препятствий на общем рынке. Например, Казахстан не ввел планируемое ограничение на вывоз отходов и лома черных и цветных металлов. Кыргызстан отказался от ограничений на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, а также не установил на них вывозные пошлины. Беларусь отложила срок введения дополнительных по отношению к техрегламентам ЕАЭС требований и процедур оценки соответствия бытовых электроприборов. То, что новые препятствия не возникли, позволило бизнесу «пятерки» избежать дополнительных финансовых и транзакционных издержек приблизительно на 70 млн долларов. 

Всего в прошлом году устранили 13 барьеров, которые сдерживали развитие внутреннего рынка союза. Среди наиболее значимых — барьер, связанный с необходимостью предоставлять экспортную декларацию по НДС и заявление об уплате косвенных налогов при вывозе в страны союза образцов продукции и минералов для выставок и проведения экспертизы. Не менее важным результатом стала отмена Россией таможенного декларирования электроэнергии, угля и других позиций. Это позволило сторонам сделать шаг к реализации потенциала внутреннего рынка товаров, емкость которого оценивается в 660,8 млн долларов. 

В Минэкономики констатируют: информация о новых препятствиях появляется быстрее, чем устраняются старые. По оценкам экспертов, устранение только нетарифных барьеров увеличило бы внутренний товарооборот в союзе примерно на 23 процента. При этом поставки Беларуси в Казахстан выросли бы на 70 процентов. В целом ВВП Беларуси увеличился бы почти на 3 процента. 

Многих проблем можно было избежать, если бы  при подписании Договора о создании ЕАЭС позицию Беларуси о недопустимости ревизии в сторону послабления договоренностей, достигнутых в рамках Единого экономического пространства 2013—2014 годов, услышали и поддержали остальные партнеры. Сегодня уже очевидно: произошел откат в формировании общих энергетических рынков, на рынке госзакупок, есть и ряд других наболевших моментов.  Однако время идет, а подвешенное состояние по ключевым направлениям сохраняется. Из-за этого заниматься планированием и прогнозированием макроэкономического развития страны на среднесрочную перспективу довольно непросто. 

Возникает логичный вопрос: нужно ли сторонам становиться чем-то большим в интеграционном смысле? Нельзя и невозможно строить общий рынок и при этом сохранять привилегированное положение национальных игроков, пусть и находящихся в непростых условиях. В противном случае мы рискуем не создать единый рынок, а просто торговать друг с другом. 

konoga@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter