Прыжок в небо

Признаюсь честно: когда на высоте 400 метров ветер несет тебя прямо на лес или на гладь Днепра, сердце предательски частит, руки сами собой сжимают стальные поручни (хотя перед полетом меня заверили, что держаться вовсе не обязательно), а в голове мелькает мысль: "Господи, и зачем мне это было надо?!" И все-таки главная эмоция от полета - восхищение.
Признаюсь честно: когда на высоте 400 метров ветер несет тебя прямо на лес или на гладь Днепра, сердце предательски частит, руки сами собой сжимают стальные поручни (хотя перед полетом меня заверили, что держаться вовсе не обязательно),

а в голове мелькает мысль: "Господи, и зачем мне это было надо?!" И все-таки главная эмоция от полета - восхищение.

Сверху коттеджи на земле выглядят, будто домики на макете, машины кажутся игрушечными, а людей не видно вовсе. Даже стадо буренок я, представьте себе, приняла за темные пятна земли на траве. К слову, поля с воздуха выглядят изумительно: аккуратные зеленые коврики, как мехом отороченные пушистыми кронами деревьев. Красотища!

В небе прохладно. Ежусь в своем достаточно теплом одеянии. Ветер бьет в лицо. И даже несмотря на то что перед полетом на меня водрузили шлем (в котором я выглядела ужасно комично), приземлившись, обнаруживаю, что стала гораздо хуже слышать. Слава Богу, минут через десять это неприятное ощущение прошло.

Могилевчанин Николай Степановский - пилот двухместного мотодельтаплана, поднявшего меня в воздух, летает уже больше 25 лет. Ему было 27, когда однажды по дороге на работу он увидел мужчин с дельтапланом. С детства мечтавший о небе (поступить в летное училище не позволили проблемы со здоровьем), Николай не смог сдержать любопытства, подошел. А когда возвращался обратно, уговорил-таки мужиков доверить ему "машину". Так мало того, что его никто не страховал (дельтаплан-то был безмоторный, ты сам себе пилот), Николай Павлович полез на него "при галстуке", в новеньких костюме и туфлях, скинув пальто. Дело было зимой, и мужики, смеясь, подначивали новоявленного Икара: смотри, мол, зароешься носом в снег, пеняй на себя. Степановскому повезло: он удачно приземлился на ноги и проехался пару метров на своих новых туфлях, как на лыжах.

Ощущения от первого полета были непередаваемые! И с тех пор Степановский стал регулярно подниматься в небо. Поначалу летал со своими новыми знакомыми, потом у него появился свой собственный спортивный дельтаплан киевского производства, стоивший тогда 5 тысяч рублей (цена новенького "жигуленка").

Когда-то, еще во времена СССР, Николай Степановский каждый год ездил на слеты в Крым, Карпаты. Входя в десятку сильнейших дельтапланеристов Беларуси, первых мест он, правда, не занимал, а вот третьи в упражнениях на дальность полета, точность приземления и фигурный пилотаж были.

Но однажды излишняя самоуверенность чуть не стоила Степановскому жизни. На чемпионат по безмоторным дельтапланам в Ивано-Франковскую область приехали ночью. А поутру, пока не прибыли руководители полетов, соскучившийся по небу (гор-то в Беларуси нет) Николай быстренько собрал свой дельтаплан и нырнул с горы высотой 150 метров.

Погода в тот день была практически нелетная (низкая облачность, дождь). Сильный порыв ветра на взлете перевернул "машину" вверх тормашками и со скоростью 80 километров в час понес прямо на гору. Каким-то чудом Степановскому удалось перевернуться (на безмоторном дельтаплане лежишь, головой вперед) и встретить приближающуюся каменную стену ногами. Врезавшийся в гору дельтаплан тут же сложился, как карточный домик. Николай ударился ногами и рухнул вниз с шестиметровой высоты. Когда к нему спустились коллеги (за полетом "отчаюги" наблюдали многие участники чемпионата), ноги у него совсем посинели. Уже потом, в больнице, где он провалялся все 14 дней, пока шел чемпионат, выяснилось, что порваны связки.

Но и после этого Николай не перестал подниматься "на крыло". Его рекорд беспосадочного парения в воздухе составляет 6 часов. Кстати, супруга Степановского от воздушного "экстрима" мужа не отговаривает и даже собирается полетать с ним сама. А вот 23-летняя дочь Света в прошлом году уже испытала всю прелесть парения в воздухе.

Женщина на дельтаплане - особая тема. Николай до сих пор вспоминает пятерых упрямых минчанок, которые ни за что не соглашались, чтобы мужчины помогали им тянуть на гору их машины. Один спортивный дельтаплан весит 35 килограммов плюс еще ветровая нагрузка. Даже мужик тащит - надрывается! Но девчонки упорно тягали их сами - по двое, по трое, как муравьи.

Увы, дельтапланеризм, несмотря на всю свою прелесть, очень опасный вид спорта. По словам Николая Степановского, ежегодно на чемпионатах СССР разбивалось 7 - 8 ребят. В Пятигорске, под горой Юца, даже установлен памятник с фамилиями погибших. В 1989-м парень из Новополоцка упал прямо на глазах у Николая. Спасти его не смогли...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter