Прыжок в малый класс

Автобусы перевозят более половины пассажиров   в городах, на их долю приходится 65 % наземной нагрузки пассажирооборота. И все большее значение приобретают маршруты, обслуживаемые малыми городскими автобусами

Автобусы перевозят более половины пассажиров   в городах, на их долю приходится 65 % наземной нагрузки пассажирооборота. И все большее значение приобретают маршруты, обслуживаемые малыми городскими автобусами. Нередко они оказываются идеальным вариантом по соотношению вместимость — эксплуатационные издержки. 

К сожалению, вопрос оснащенности автопарков белорусских перевозчиков современной и комфортабельной техникой по-прежнему актуален. По некоторым оценкам, до 60 % парка уже морально устарело, при этом, чтобы пассажиры не чувствовали заметных неудобств, он должен обновляться не менее чем на 10 % ежегодно. Примерно такое же соотношение сохраняется и в сегменте малых городских автобусов, или, как их называют в народе, маршруток. На этом фоне особенно приятно, что, помимо микроавтобусов известных европейских производителей и «газелей», по улицам наших городов будут колесить и отечественные автобусы малого класса. Кроме столичного МАЗа, в этой сфере хорошие позиции занимает и ПРУП «Опытный завод «Неман». 

Лидский завод «Неман» был основан еще в 1984 году как предприятие Министерства радиопромышленности. Однако с развалом Союза в рамках конверсионной программы оно отошло от выпуска специальной техники и наладило производство товаров гражданского профиля. Именно тогда, в середине 90-х, на заводе впервые задумались о выпуске автобусов. 

Вначале освоили выпуск одной из модификаций российского городского автобуса — ЛиАЗ-5256. Необходимую техническую документацию передал российский Ликинский автозавод, предложивший для организации производства одну из своих лучших моделей. И первый «блин», вопреки пословице, комом не вышел — автобусы оказались востребованными внутренними перевозчиками и автотранспортными предприятиями. Вскоре в Лиде задумались над созданием более современных моделей. Ими стали большой городской автобус «Неман-5201» и большой пригородный автобус «Неман-52012», которые со значительными усовершенствованиями выпускаются на предприятии и по сей день. Причем число этих доработок настолько велико, что от первоначальной модели, по сути, остались только корпус да концепция. В выпускаемой технике сегодня реализовано более 40 конструкторских решений, повысивших не только надежность и эксплуатационные качества машин, но и их внешний вид. 

Прошлый год для ПРУП «Опытный завод «Неман» стал в каком-то смысле этапным — на предприятии началась модернизация и расширение производства. Как отмечает его руководитель Станислав Рутковский, этот проект рассчитан на шесть лет и предполагает инвестиции в освоение новых технологий металлообработки в размере около 5,5 млн. евро. «В прошлом году мы освоили 1 млн. евро, в этом планируем около 2 млн. евро, — указывает он. — Но не это главное. Учитывая то, что в прошлом мы были военным предприятием, нам предстоит сделать еще многое не только в решении технических вопросов. Чтобы производство автобусов стало высокодоходным, немало сил надо приложить и разработке маркетинговой стратегии». 

Изменения в маркетинге предприятия заметны уже сегодня — завод в течение этого года «вы-стрелил» сразу двумя новинками. Причем все они — продукт творческого симбиоза с известными европейскими и азиатскими автомобильными концернами. В конце зимы 2007 года с конвейера сошел первый автобус «Неман-52012» улучшенной комфортабельности, а во II квартале был произведен большой городской автобус «Неман-5201». Оба — с двигателем «Caterpillar-3126» стандарта «Евро-3». В июне 2006 года был выпущен автобус малого класса «Неман-3231» общей вместимостью до 35 человек, а количество посадочных мест — 17. «Мы изучали рынок — на нем сегодня трудится более 3,5 тыс. частных перевозчиков, при этом многие эксплуатируемые маршрутки уже приближаются к критической точке износа. Учитывая, что к этому виду транспорта сегодня предъявляются повышенные требования, «Неман-3231» заинтересует многих многим», — убежден начальник маркетинговой службы предприятия Игорь Бубен. 

Прыжок предприятия в малый класс будет не единичным — оно намерено закрепиться в этом сегменте рынка надолго. В настоящий момент на заводе трудится бригада из Чаньчунской компании по производству городского автобуса (КНР), в августе 2007 года планируется изготовить первый совместный автобус. До конца 2007 года ОЗ «Неман» планирует в соответствии с заключенным договором произвести 6 автобусов малого класса CCJ6660D на 24—28 посадочных мест, но уже в следующем году автобусы малого класса будут поставлены на серийное производство. 

Сотрудничество с Чаньчунской компанией – неединственный проект УП «ОЗ «Неман». Важным перспективным направлением в работе также является проработка сотрудничества с концерном «Cacciamali SpA\Kapena» по вопросу сборки автобусов на агрегатах IVECO. В связи с этим в настоящее время руководство предприятия ведет переговоры с итальянской стороной. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter