Специалисты РНПЦ хирургии и травматологии прооперировали более десяти пациентов с травмой ныряльщика в разных регионах. Узнали, как меняется жизнь таких пациентов

Прыжок в больничную койку

Более 200 ныряльщиков в год получают тяжелые травмы позвоночника. У неудачно нырнувших диагностируют повреждения спинного мозга. В дальнейшем это обез­движенность и инвалидность. Купание в жару стало причиной появления новых подобных повреждений. Только специалисты Республиканского научно-практического центра травматологии и ортопедии прооперировали более десяти пациентов с травмой ныряльщика в разных регионах. Корреспондент «Р» узнала, как меняется жизнь таких пациентов.

Большинство травмируется в состоянии алкогольного опьянения.

Долгая жизнь на аппарате ИВЛ

Травма ныряльщика выбивает из строя, как правило, молодых и трудоспособных мужчин. Повреждаются шейные позвонки, спинной мозг. И вынырнуть из этого состояния полностью не получается. Иногда за разбившегося ныряльщика всю оставшуюся жизнь дышит аппарат искусственной вентиляции легких. При хорошем уходе такая жизнь долгая.

— Ежегодно травму ныряльщика получают около 250 человек, — замечает заведующий нейрохирургическим отделением № 1 Республиканского научно-практического центра травматологии и ортопедии Кирилл Пустовойтов. — В этом году мы ездили оперировать около десяти человек в регионы страны. Пациенты тяжелые. У них повреждения спинного мозга. Большинство травмируется в состоянии алкогольного опьянения. Во время операции мы убираем осколки, восстанавливаем правильное соотношение сегментов в шейном отделе позвоночника при помощи металлических имплантатов из титана белорусского производства. Техника хирургических вмешательств постоянно совершенствуется. Выживаемость таких пациентов стала выше. Если 20—30 лет назад смертность при данной патологии в остром периоде достигала 50 процентов, то сейчас за счет постоянного развития службы анестезиологии и реанимации, ухода, создания новых методов лекарственной терапии, поддержки современными аппаратами ИВЛ — около 10 процентов.

Кирилл Пустовойтов, заведующий нейрохирургическим отделением №1 РНПЦ травматологии и ортопедии, рассказал о травме ныряльщика.
Фото Андрея Сазонова

Многие пациенты с травмой позвоночника и спинного мозга дышат благодаря аппаратам ИВЛ. Чем ближе поврежденный позвонок к голове (например, первый, второй), тем тяжелее травма спинного мозга и ее последствия. Такие пациенты могут остаться лежачими навсегда. В случаях повреждения нижнешейных позвонков (шестого, седьмого) посттравматический период протекает легче, так как сохраняются функции спинного мозга над уровнем его повреждения. При хорошем уходе такие люди должны передвигаться в кресле.

Реабилитация, а именно вертикализация и присаживание, направлена на восстановление сохранных функций. Пациентов обучают навыкам самообслуживания, родственников — уходу. Очень важна психологическая реабилитация.

Ежегодно травму ныряльщика получают около 250 человек
sb.by
В первый год после травмы восстановление функций спинного мозга при его неполном повреждении проходит достаточно активно. Дальше этот процесс тоже идет, но медленно. Для пациента важно, когда в него верят и делают для него все возможное. Одни готовы трудиться всю жизнь, другие вообще ничего не хотят, впадают в депрессию. Огромное значение имеет социальная реабилитация. Есть колясочники, которые трудятся и кормят свою семью.

Зачастую пострадавшие ныряльщики — это люди трудоспособного возраста, преимущественно 18—24 лет, редко кто старше 35. Девять из десяти пациентов доставляются в состоянии алкогольного опьянения.

Помощь — операция

О последствиях травмы ныряльщика рассказал также заведующий отделением сочетанной травмы Городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска Иван Ладутько. Сюда тоже привозят людей после не­удачного прыжка в воду. К счастью, в этом сезоне такие пациенты еще не поступали.

— В первую очередь в подобной ситуации происходит грубое повреждение шейного отдела позвоночника, — поясняет Иван Николаевич. Пациент, например, работает руками, но не в состоянии двигать ногами. Он порвал спинной мозг. Бывают и другие повреждения, однако у 98 из 100 неудачно нырнувших будет именно такая картина.

— Когда человек ныряет, то ударяется либо лбом, либо теменной частью головы о дно, — в деталях описывает травму Иван Ладутько. — Шейный отдел позвоночника резко сгибается. Позвонки ломаются. Осколки максимально натягивают спинной мозг и рвут его. Или надломанные позвонки просто раздавливают спинномозговой канал со спинным мозгом. Последний, соответственно, повреждается настолько, что восстановлению не подлежит. Спинной мозг — это проводящая магистраль, которая обеспечивает все органы нервными импульсами. В зависимости от тяжести повреждения нервная проводимость или серьезно нарушается, или исчезает вовсе.

— Какие технологии сегодня используют врачи для оказания помощи таким пациентам?

— Самое важное — как можно быстрее сделать операцию, — объясняет доктор, указывая на макет позвоночника. — Провести ревизию спинномозгового канала. Убедиться, а сохранились ли еще неповрежденные участки спинного мозга. Его травмирование острыми осколками позвонков — мгновенное дело. Здесь надо практически всегда идти на хирургическое вмешательство, чтобы сделать декомпрессию. Важно освободить спинной мозг от давления смещенных позвонков, удалить осколки, вправить позвонки, зафиксировать их металлоконструкцией. Это позволит предотвратить повторное смещение и повторную компрессию.

Есть пациенты, которые ломали шею несколько раз, но все обходилось. Однако это скорее случайность. Закономерность же другая: обездвиженность и инвалидность. Увы, в мире еще не придумали, как сшить разорвавшийся спинной мозг.

kosiykova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter