Правительство и Нацбанк Беларуси представили депутатам проекты прогноза социально-экономического развития

Прыжок к профициту

В Палате представителей Национального собрания Правительство и Нацбанк представили депутатам проекты прогноза социально-экономического развития
Главная фишка основного финансового документа страны на 2015 год уже хорошо известна — государственный бюджет стараются сверстать таким образом, чтобы он был заведомо профицитным. Доходы от пошлин на нефтепродукты, производимые из российской нефти, будут направлять на погашение внешних государственных обязательств, а за счет этого инструмента планируется высвободить дополнительно от 1,5 до 2 млрд. долларов. Впрочем, держаться на плаву только за счет интеграционных бонусов страна явно не намерена. В Палате представителей Национального собрания Правительство и Нацбанк представили депутатам проекты прогноза социально-экономического развития, республиканского бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2015 год.

Фото БЕЛТА
Михаил Мясникович. Фото БЕЛТА

Какие средства экономической политики планируется задействовать? Одна из главных инноваций — увязанный по источникам и направлениям использования финансовый план, предусматривающий в том числе льготные кредиты в сумме 22 трлн. на поддержку промышленного производства и стимулирования экспорта. На последнюю статью в бюджете уже заложено 1,45 трлн. рублей, что позволит продать нашей продукции за рубеж на 2,1 трлн. больше. Второе нововведение – с 1 января 2015 года Банк развития наделяется функциями координатора финансирования всех госпрограмм. Таким образом, в стране оптимизируют финансирование уже действующих программ, а новые будут формировать на качественно иной основе. То есть бездумной траты денег, как это иногда бывало раньше, уже не будет. 

«Кроме того, в 2015 году мы планируем запустить новый механизм доступа к кредитным линиям банков КНР. Это обеспечит прирост недорогого кредитного предложения, подкрепленного валютой, ориентировочно на 10 трлн. рублей», — пообещал депутатам Премьер-министр Михаил Мясникович. Также впервые на 2015 год составлен валютный баланс бюджета, который позволит все бюджетные валютные расходы увязать с доходами, обеспечить контроль за валютным рынком. 

Премьер-министр честно предупредил парламентариев: следующий год будет непростым. И предыдущие были не сахар, но в последнее время снижение экономической активности и ослабевание национальных валют у наших основных партнеров бьют рикошетом и по белорусской экономике. В России рубль с начала года ослаб на 40%, украинская гривна — на 70%, казахстанский тенге — на 20%. В итоге мы теряем экспортные позиции. Российский рынок просел для нас на 5,7%, украинский – на 5,3%. Увеличивать экспортный потенциал надо за счет создания новых и модернизации действующих производств, тем более что Правительство взяло на себя амбициозную задачу нарастить экспорт на 4—5%. «Плохо, что наши крупные компании заточены традиционно на рынки стран ТС и СНГ и диверсификация внешних рынков идет медленно. 

Принципиальный момент, по мнению Премьер-министра, — выплаты по внешнему долгу осуществлять исключительно за счет собственных источников, а не привлечения новых кредитов. Траты нам предстоят немалые: в проекте бюджета предусмотрены платежи по обслуживанию «тела» внешнего долга в размере $ 3 млрд., еще $ 1 млрд. — это набежавшие проценты по кредитам. «Полученные ресурсы от нефтяного экспорта, включая таможенные пошлины, важно направить на снижение долга, а не на внутреннее потребление. То есть профицит бюджета — это важная подушка безопасности», — пояснил Михаил Мясникович.

Выход один — больше использовать возможности ЕАЭС. «Надо понять что общий рынок — это дорогой ресурс, и здесь мы вместе должны конкурировать с компаниями из третьих стран», — объяснил Михаил Мясникович, пообещав, что поднимет этот вопрос на грядущем саммите глав правительств стран ЕАЭС, который пройдет в Ашхабаде 21 ноября. 

Проект прогноза социально-экономического развития, который подготовило Правительство, предполагает в будущем году рост ВВП на 2%, а объемов промышленного производства — на 1,6%. В Основные направления денежно-кредитной политики зашито снижение инфляции до 12%. Нацбанк, который разрабатывал данный проект, также ожидает не очень большой рост золотовалютных резервов в будущем году. Ключевой момент для каждого из нас — зарплаты. Они вырастут, но не сильно. Как и в нынешнем году, Правительство намерено жестко привязывать их к темпам роста производительности труда. Зато зарплаты бюджетников подтянут минимум до 75% от уровня зарплат в реальном секторе экономики. Это достаточно серьезные решения. Впрочем, по заверениям Михаила Мясниковича, главное в данном случае не толщина кошелька, а так называемый паритет покупательной способности — возможность купить за зарплату больше товаров и услуг. По этому показателю, кстати, мы уже обогнали Казахстан и почти приблизились к России. 

Александр БЕНЬКО

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter