Прыжок азиатского барса на Запад. С нового года председательство в ОБСЕ переходит к Казахстану. Что сулит эта роль его евразийским партнерам?

В Организации по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ) выбор страны-председателя всегда считался формальной и несущественной процедурой, от которой, по сути, мало что зависело. Однако в случае с нашим стратегическим партнером по ЕврАзЭС, а теперь еще и по Таможенному союзу дело обстоит намного серьезнее.

От того, поддержат ли кандидатуру Астаны или нет, во многом зависит дальнейшая судьба ОБСЕ, поскольку Россия и ряд других государств давно намекали на то, что данная организация, которая задумывалась как многоплановый инструмент сотрудничества и обеспечения безопасности на евроатлантическом пространстве, дискредитировала себя на почве геополитического противостояния. Она перестала выполнять свои первоначальные функции, стало быть, ее существование лишается всякого смысла.
Список претензий к ОБСЕ получился внушительным. Все они так или иначе сводятся к тому, что после распада Советского Союза европейские чиновники, естественно, не без вмешательства старшего брата в лице Вашингтона, лукаво и незаметно «поделили» ОБСЕ на две группы государств – «полноценные» и не очень. Причем первые взяли на себя роль экзаменаторов и наставников для тех государств-участников, которые географически расположены к востоку от Вены.
Увлекшись «выборной» темой, правами человека и абстрактной уличной демократией, «экзаменаторы» из ОБСЕ упустили из виду реальные проблемы европейской безопасности. Между тем мир давно изменился, на дворе совсем другая эпоха и к ней пора бы уже адаптироваться. Понятно, что рецептов лечения тут не так уж много: организации надо либо менять свое поведение, устранить географические перекосы, стать более справедливой и демократичной и вплотную заниматься своими обязанностями, либо признать свою несостоятельность.  
– Очень важно признать наличие проблем не только в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, но и в западных странах, – полагает белорусский политолог Андрей Романьков. – Проблемы существуют во всех государствах, однако в одних они искусственно выпячиваются, а в других – точно так же снимаются с повестки дня. Астана – стратегический партнер и для Беларуси, и для России. У нас схожие взгляды в вопросах международной политики. Поэтому предстоящее председательство Казахстана – это отличная возможность и шанс для осуществления позитивных подвижек в деятельности ОБСЕ, ее трансформации в полноценную международную структуру. 
С чего начинать? С главного, говорят эксперты, и предлагают принять Устав Организации, в котором были бы четко прописаны «правила игры» и тем самым внесена ясность в механизм ее работы. Удивительно, но до сих пор ОБСЕ, охватывающая огромное пространство от Ванкувера до Владивостока, каким-то мистическим образом обходилась без такого документа.
Само собой, урегулировать все накопившиеся проблемы европейской безопасности исключительно на уровне ОБСЕ невозможно. Именно поэтому министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов предложил провести в следующем году встречу на уровне руководства Организации и других международных объединений, имеющих компетенцию в сфере безопасности, таких как ОДКБ, СНГ, ЕС и НАТО. Было бы логично подключить к этому обсуждению парламентариев.
Говоря о задачах на посту председателя, посол Казахстана в Беларуси Анатолий Смирнов обозначил их так: укрепление ценностей и стандартов ОБСЕ, развитие сбалансированной деятельности во всех трех измерениях: военно-политическое сотрудничество, экономическое и экологическое, гуманитарное. Борьба с торговлей людьми, наркотрафиком, незаконной миграцией, международным терроризмом, укрепление межнационального и межконфессионального согласия, развитие экономики, транспортных коридоров, энергобезопасность – все эти темы одинаково важны и актуальны для большинства государств ОБСЕ. Главное, чтобы сотрудничество строилось на принципах равноправия и доверия между всеми участниками. Такова магистральная линия и внешней политики Беларуси, которая не приемлет использование экономического и иного давления в отношениях между государствами в нарушение принципов и норм международного права.
– Если говорить о будущей повестке дня казахстанского председательства, то акцент наверняка будет сделан на вопросах сокращения оружия массового уничтожения, – рассуждает директор центра международных исследований Белгосуниверситета Владимир Улахович. – Добровольно отказавшись от четвертого по размерам ядерного арсенала в мире и закрыв Семипалатинский испытательный полигон, Казахстан сейчас является одним из лидеров в глобальном процессе нераспространения ядерного оружия. Здесь уместно вспомнить и белорусскую инициативу по созданию  в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия.
Схожие взгляды у Беларуси и Казахстана на развитие масштабного сотрудничества в евразийском формате. По аналогии с «Восточным партнерством» Казахстан сейчас осуществляет масштабную государственную программу «Путь в Европу». Стоит отметить, что Европейский союз для Казахстана является торговым партнером номер один, опережая по этому показателю Россию и Китай. Удельный вес ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 40 процентов (свыше 25 миллиардов долларов в этом году), тогда как с Россией он равен 10 миллиардам, с Китаем – 7,5 миллиарда долларов.
Кроме того, Астана заинтересована в диверсификации экспортных маршрутов углеводородов. Беларусь же намерена активнее использовать свой транзитный потенциал по поставкам энергоносителей и готовых нефтепродуктов в Европу.
По-прежнему сохраняет актуальность тема свободного передвижения и упрощения визовых процедур в регионе ОБСЕ. В Минске рассчитывают на снижение стоимости шенгенских виз для белорусов как минимум вдвое, а также на упрощение и ускорение процедуры их выдачи. Эти предложения уже поддержали министры иностранных дел Польши, Литвы, Латвии и других государств. Подобный упрощенный режим въезда в ЕС существует у граждан России, Украины и Молдовы, готовится его введение для Грузии.
Еще одна тема для дискуссий – возврат Беларуси в Обобщенную систему преференций Евросоюза, что позволит вести торговлю со странами ЕС на более выгодных условиях.
– Будем надеяться, что во время своего председательства в ОБСЕ наш добрый партнер и союзник Казахстан поддержит все белорусские и российские инициативы, – говорит политолог Сергей Кизима. – Это благоприятно скажется и на геополитических позициях «тройки» на евразийском континенте. Не стоит  забывать,  что в 2011 году Казахстан будет председательствовать в организации Исламская конференция, которая объединяет более 50 исламских стран с населением около 1,5 миллиарда человек. Это тоже значимый для нас вектор. Несомненно, свои плоды принесет и участие Беларуси в программе индустриализации Казахстана.
Что же касается ОБСЕ, то, как бы ее сегодня ни критиковали, она остается важной площадкой для межгосударственного сотрудничества. Высока вероятность того, что председательство Казахстана будет способствовать укреплению роли и авторитета данной Организации, в которой будут иметь вес и значение голос каждого государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter