Прыжки на месте

Почему наши лыжники не летают?

Почему наши лыжники не летают?


Представить спорткомплекс «Раубичи» без возвышающихся над горизонтом трамплинов почти нереально. За годы своего существования эти вышки успели стать своеобразным символом белорусского спорта, хотя сегодня они имеют к нему косвенное отношение. Даже в прежние годы летящие над спорткомплексом лыжники были редким явлением, сегодня же этих «птиц» впору и вовсе заносить в Красную книгу.


Трамплины «заморожены». Если летом детские школы еще умудряются на них тренироваться, то зимой это становится просто опасно. Да и нужно ли? Года два назад, после того как в олимпийском Турине появились сразу два молодых и подающих надежды спортсмена с надписью BLR на комбинезонах, перспективы белорусской сборной выглядели многообещающими. Сегодня же даже сама национальная команда стала понятием больше условным, нежели реальным...


Аварийное состояние


На полке в кабинете Леонида Чащина, мастера спорта международного класса, заслуженного тренера Беларуси по лыжному двоеборью, главного тренера директората национальных команд по зимним видам спорта и генерального секретаря Белорусского лыжного союза, стоит изображение красавца трамплина с лифтом, подсобными помещениями и прочими «наворотами», позволяющими этому шедевру спортивной архитектурной мысли претендовать на принятие соревнований самого высокого уровня. Вы будете смеяться, но это наш трамплин, раубичский. Точнее — проектный вариант его реконструкции, который вряд ли когда–нибудь получит свое материальное воплощение. Еще недавно приведение трамплинов в соответствие с международными нормами было частью реконструкции спорткомплекса «Раубичи». Теперь перестройка комплекс прыгунов, вероятно, обойдет стороной. «Нас вычеркнули из плана реконструкции, — объясняет Леонид Дмитриевич. — Было много писем, служебных записок, но все без толку. Сказали: нет денег. А ведь суммы–то отнюдь не космические...»


Специалисты считают, что реконструировать вышки бесполезно. Их надо перестраивать. В своих рассуждениях тренеры ссылаются на пример Эстонии, который уже доказал правильность такого пути. Тамошний трамплин, построенный на месте старого, уже успел получить право на проведение юниорского чемпионата мира 2011 года. По словам Чащина, такой сценарий развития событий применим и к нашей стране: заявку можно подавать хоть сейчас и, имейся у нас соответствующие условия, она, вероятнее всего, была бы поддержана. Впрочем, есть и еще один, куда менее хлопотный и более дешевый вариант: отказаться от развития прыжков и снести находящиеся в аварийном состоянии трамплины. «Если честно, я даже не представляю себе «Раубичи» без трамплинов, — рассуждает Чащин. — В конце концов, именно горнолыжники и прыгуны первыми начали осваивать местные холмы, да и сами трамплины уже стали своего рода символом страны — даже на банкнотах их печатают...»


Нечеловеческий фактор


Впрочем, трамплины — это проблема хоть и старая, но всего масштаба вопроса не отражающая. В конце концов, сборная худо–бедно может готовиться и за границей. В Польше, например. Но как быть с резервом? Если уже сейчас тренироваться и тренировать некому...


Петр Чаадаев и Максим Анисимов. С этими ребятами еще совсем недавно связывали будущее белорусских прыжков с трамплина. Первый 14–летним пареньком переехал в Минск из Москвы, второй — «продукт» отечественный, но не менее качественный и тоже успевший выступить на Олимпиаде в Турине. Впрочем, все это уже не важно. Сегодня в составе сборной обоих спортсменов нет, да и сама сборная таковой может называться лишь условно.


«Петр Чаадаев и его отец (он же тренер) уехали обратно в Россию, — рассказывает Чащин. — Их не устроили условия и зарплата, которые мы могли предложить...» А ведь как все начиналось...


«Я считаю, что здесь можно точно так же, как и в России, добиваться результатов», — эту фразу два года назад сказал Валентин Чаадаев. Судя по всему, тогда перспективы действительно внушали оптимизм: вслед за Чаадаевыми в Беларусь переехали еще пятеро перспективных ребят и тренер Роман Керов, обещавший слепить из них прыгунов, достойных национальной сборной и самых престижных турниров. Естественно, сегодня в «Раубичах» нет ни Керова, ни его орлят. Ставка спортсмена–прыгуна — 350 тысяч рублей. И с учетом этой арифметики уже не вызывает удивления, что еще вчера считавшийся «будущим отечественного спорта» Анисимов, добившийся вполне приличных результатов на международной арене, в конце концов забросил лыжи в угол и нашел более приземленный способ заработка.


Лицензия на надежду


Деньги, деньги... По большому счету, любая проблема так или иначе упирается в них: спорт давно стал бизнесом, а прыжки с трамплина во всем мире считаются одной из самых аппетитных его частей. Прямые трансляции, армии болельщиков, огромные прибыли. Но все это начинается там, после пересечения границы с Польшей, и достигает апогея в Австрии и Германии, в странах Скандинавии. У нас, увы, ситуация диаметрально противоположная. «Прыжки с трамплина в Министерстве спорта не считают «стратегическим» видом, — объясняет нехитрую логику Леонид Дмитриевич. — Соответственно и финансируют по остаточному принципу: нам удается провести в лучшем случае половину необходимых сборов».


Места в третьем–пятом десятках, которые два последних года занимали белорусские спортсмены, действительно не очень–то вяжутся с понятием о значимых достижениях. Но палка, как обычно оказывается в таких случаях, о двух концах. «При том уровне, на котором сейчас проходит подготовка команды, рассчитывать на что–то большее невозможно, — объясняет Чащин. — Чтобы претендовать на более высокие места, нужны регулярные сборы, нужна наука, нужно подтягивать биомеханику, медицину... Экипировка, наконец, нужна соответствующая: у нас ведь нет личных контрактов, как в других видах спорта. И самое главное — тренеры! Кадровая проблема — общая для всех зимних видов спорта. Фигурное катание, шорт–трек, лыжные гонки... И именно на это необходимо обратить внимание: приглашать из–за границы надо не спортсменов, а тренеров, предоставлять им достойную зарплату, служебное жилье... Когда–то в 1980 году именно так по приглашению тогдашнего начальника отдела по зимним видам спорта Комитета по физической культуре и спорту БССР Анатолия Пастухова приехал я, подготовив впоследствии победителя Спартакиады народов СССР Александра Пектубаева и команду, завоевывавшую медали союзных соревнований».


Того, что есть сейчас, конечно, недостаточно. И, когда будет по–другому, неизвестно. Зато первая в независимой истории белорусского спорта Олимпиада, на которой не будут представлены прыжки с трамплина, на горизонте маячит вполне отчетливо. «Одна лицензия в Ванкувер у нас есть, — рассказывает тренер сборной Беларуси Николай Колупанкин. — Иван Соболев выполнил норматив в прыжках с трамплина. Отбор в двоеборье еще предстоит, и от этого будет зависеть, в каком виде программы он выступит в Канаде. Но сегодня он готовится как двоеборец».


Чего от Ивана ждать через год на Олимпиаде, можно будет прикинуть уже 17 декабря: в Ванкувере пройдет этап Континентального кубка. Однако, учитывая опыт предыдущих выступлений, сверхдальних прыжков мы не увидим. Есть еще Алексей Муравицкий — 16–летний спортсмен, с которым тренерский штаб также связывает определенные надежды, есть еще несколько ребят, которые, как когда–то Анисимов и Чаадаев, считаются перспективными. Но их день если и наступит, то не завтра и даже не послезавтра... «Все, кто сегодня значится в ближайшем резерве, — юниоры, — объясняет Николай Александрович. — И еще как минимум года два будут ими оставаться. Потом нужно будет пытаться пробиваться во взрослом спорте...» Впрочем, этого этапа своей спортивной карьеры ребята могут и не дождаться. «Это такой возраст, когда человек может или сделать серьезный прыжок вперед, или окончательно остановиться в своем спортивном развитии», — считает Чащин. Помня о примерах других перспективных, несложно провести параллель. «Главное — база! — рассуждает Колупанкин. — До тех же пор, пока у нас серьезно будут относиться только к проблемам олимпийских чемпионов, талантливые атлеты будут искать другие возможности заработка, а трамплины так и останутся лишь символом прежних достижений».

 

Анисимов ушел в таксисты
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter