Прыспоры мне i ў доме, i ў полi...

Календарь и традиции
11 сентября — день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В народе — «Iван–галавасек». Установлен строгий религиозный пост, в народной традиции сопровождавшийся также особыми правилами и запретами, логически связанными с характером произошедшего когда–то события. Так, с глаз долой убиралось все острое, колющее и режущее. Не нарезался даже хлеб: его загодя, накануне, «краiлi», а то и просто ломали руками. Запрещалось употреблять в пищу круглые плоды и овощи, не готовилась никакая еда красного цвета. Всех этих ограничений придерживались строго, а иначе в доме на протяжении года могла пролиться кровь. Печь старались также вытопить заранее, чтобы избежать в будущем пожаров. Вместе с тем запрета на работу в поле в этот день не было. Наоборот, на «Iвана–галавасека» активно сеяли озимые — в таком случае «жыта» на следующий год уродится хорошим.

В народной традиции Ивана еще называли «Калинником», потому что к этому времени созревает калина. Ее спелые гроздья собирали и хранили в прохладном, хорошо проветриваемом месте, чаще всего подвешивали где–нибудь «на гарышчы». Из калины варили кисель — как считали, первое лечебное средство при головной боли, повышенном артериальном давлении.

14 сентября — Симеон Столпник, в народе еще — Семен (Сымон)–столбун. Время окончания подзимнего сева. Но именно в этот день как раз старались посеять побольше: верили, из зерна, брошенного в землю на Семена, поднимутся стойкие, сильные всходы, затем крепкие стебли, которые будут стоять в поле «стаўбуном», и самый сильный ветер их не повалит.Что касается народной традиции, здесь к месту вспомнить «спарыша» — мифологическое существо, наделенное теми же функциями, что и «спарыш–колас», — способностью обеспечивать хозяйственную «спорость», достаток, богатство. Этот персонаж не получил какого–либо конкретного визуального образа. «Спарыш», «спарышэнь» — образ–контаминация, принимающая некий определенный вид в зависимости от конкретной ситуации. «Спарыш» всегда откликается на зов о помощи и непременно оказывает ее. Его можно сопоставить с «дамавiком». Так и говорили: «Спорнiк–дамавiк, трэба ўмець з iм жыць, то будзе золата табе насiць». А это значит, надо помнить о его существовании, общаться с ним, как с родичем или почетным гостем, приглашать к столу, не обижать, оставлять своеобразный «пачастунак» в праздничные дни в укромных местах, хвалить, благодарить, разговаривать с ним: «Прыспоры мне, спарыш, i ў доме, i ў полi, i ў гумне, i ў двары, i ў клецi, i ў печы»...

Фото ОЛЬГИ ПАК.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter