Нужно ли ускоренное обучение современной школе?

Прыгающие через… классы

Скоростное обучение: ЗА И ПРОТИВ
В этом году несколько детей  в Минской и Гродненской областях  оканчивают среднюю школу в более раннем возрасте, чем их одноклассники. Всегда были и есть способные школьники, опережающие сверстников в развитии, но сейчас Закон об образовании предоставляет им право учиться экстерном, по индивидуальным планам. Об ускоренном обучении сегодня много спорят. Так нужно ли оно современной школе? 



Дети из будущего

ДИМА МИНЬКО из Негорельской СШ № 1 Дзержинского района, одной из лучших сельских школ на Минщине, самостоятельно летом проштудировал физику, географию, информатику, биологию, химию — предметы, которые вводятся в шестом классе. Способный мальчик решил сэкономить один год и сразу перевестись из пятого в седьмой. Сейчас он оканчивает школу, и среди старших по возрасту чувствует себя вполне уверенно.


ВАЛИК ДОРОФЕЕВ из Могилева  в пять лет уже знал программу первого и второго классов, и родители хотели отдать сына сразу в третий. Но педагоги отговорили: дескать, стресс для ребенка. Потом мама пожалела, что послушалась их совета — маленький вундеркинд скучал на уроках. И после второго класса мальчика отправили сразу в четвертый в гимназию № 3, где он влюбился в физику. Учитель Игорь Лошкевич тоже приметил смышленого ученика, который заявил ему с полной серьезностью, что мечтает стать Нобелевским лауреатом. Игорь Геннадьевич стал раз в неделю дополнительно заниматься с ним физикой. В шестом классе Валентин изучил курс, который проходят в восьмом. Экзамены за седьмой сдал экстерном. Успешно выступает на республиканских олимпиадах. Сейчас он в десятом, а школу окончит в 14 лет.

МЕЧТА Тимура СУШКО из Жодино не менее амбициозная — изобрести эликсир молодости. Он тоже cразу стал второклассником. Потом «перепрыгивал» из пятого в седьмой, из седьмого — в девятый. Теперь занимается по индивидуальному плану . Помимо учебы, Тимур преуспел в спорте, выигрывал многие юниорские соревнования по плаванию.



Точка зрения педагога-новатора

ПЕРВОПРОХОДЕЦ этого метода в нашей стране — Людмила ШАБАШОВА, создавшая Центр ускоренного обучения в Минске, где некоторое время занимались и Тимур Сушко, и Дима Минько. Она уверена, что таких детей может быть намного больше:

— Сегодняшние дети очень развитые и умные. Я за то, чтобы они «перепрыгивали» через классы. По крайней мере, тридцать процентов учеников способны на это. А, может, и половина. 

Например, тот же Тимур достиг всего огромным трудолюбием и организованностью. Его мама способствовала тому, что ее ребенок в пять лет пошел сразу во второй класс.  В этом году еще четыре воспитанника нашего центра «перепрыгнули» через класс. 

Учитель-новатор Людмила ШАБАШОВА со своими воспитанниками.
Учитель-новатор Людмила ШАБАШОВА со своими воспитанниками.

Что касается педагогического скепсиса по поводу ускоренного обучения, то всегда существуют лидеры каких-то идей, и всегда люди их вначале не воспринимают, даже критикуют, и только через какое-то время сами к этому приходят. 

Прежде всего я развиваю интенсивное мышление. Новая скорость мыслительных процессов позволяет выпускникам нашего центра учиться на опережающем уровне по всем предметам. Если взять любого из бывших моих воспитанников, это великолепный специалист и ответственный человек, который с ходу принимает правильное решение.  Надо быстро анализировать, адекватно оценивать происходящее и вычленять главное. 

— Но у людей разные темпераменты. Кто определяет, подходит ли для ребенка скоростное обучение?

— Принципиального значения психофизические особенности не имеют. У всех нас есть два полушария, которые требуют развития, и природа отводит всем одинаковый кредит, чтобы быть умными. Как мы его используем, зависит от нас самих и, разумеется, от окружающей среды и воспитания. У любого есть потенциальная возможность быть умным. 

— Как вы считаете, что необходимо изменить в нынешней школе, чтобы повысить уровень знаний?

— Наверное, сам образовательный процесс. Когда дети попадают в школу старого типа, где происходит медленное развитие, их способности, мягко говоря, не раскрываются. Но если называть вещи своими именами, они не получают того, что должны получать. Так считаю не я одна, но и многие авторитетные ученые и педагоги. Дети сегодня страдают не от избытка информации, а от ее недостатка. Уроки  должны быть предельно насыщенными, и то, что учитель, к примеру, объясняет неделю, можно сделать за два дня. А на третий, четвертый, пятый — тот материал, который им объясняли, усваивать, и тогда у школьников освободится вторая половина дня для других, не менее важных дел. Они будут в совершенно нормальном, спокойном состоянии приходить домой. Контроль знаний можно проводить письменными работами. Но если родители или сами ученики захотят углубленного изучения какого-то предмета, то придется посвятить наукам больше времени. 

Я ничего не имею против нашей школы, но если ученик не усваивает материал, то это катастрофа, потому что базовый уровень по силам любому. С другой стороны — успевающие  ученики останавливаются в своем развитии. Например, мои «индивидуалы» сталкиваются с проблемой подбора учителей. Для педагогов дополнительные занятия — повышенная нагрузка, и на практике получается, что их труд не оплачивается. Согласитесь, почему профессионал высокого уровня должен работать и ни копейки за это не получать. Одно дело, когда он чисто по-человечески позанимается с вашим ребенком несколько раз, и совсем другое — весь учебный год.  Закон эффективного менеджмента гласит: не бойся перемен — бойся застоя. 

— Как можно за два месяца пройти весь учебник? Ведь для ребенка это огромная нагрузка?

— Психолог Выготский говорил: никакое большое дело не делается без большого чувства. Чтобы увлечь ребят, я устраиваю свой математический концерт — это моя двухчасовая лекция. В основе методики — мой же педагогический опыт. Он мне подсказывает, что не надо бояться нагружать детей, ставить перед ними все новые цели. Ведь упорный труд, кроме всего прочего, развивает и волю. 

Когда Тимур Сушко занимался в центре, он успевал два раза в день посещать спортивные тренировки. Сюда после плавания приходил в полдевятого, час спал на раскладушке, набираясь сил. Потом мы занимались. Если уставал сидя, то мог читать и писать лежа на матрасе, чтобы отдохнул позвоночник. Ведь ему надо было идти на следующую тренировку, перед которой снова час спал. Здесь он и обедал, принося с собой приготовленную еду. 

— Есть ли среди ваших воспитанников сельские дети? И как они воспринимают интенсивное обучение?

— Первым, кто «перепрыгнул» через класс, был именно Дима Минько. Когда я работала в Орше, тоже учила сельских ребят. Могу сказать, что они чрезвычайно легко обучаемы, все схватывают буквально на лету благодаря тому, что близки к природе, очень эмоциональны и открыты. В городских детей необходимо вложить намного больше энергии, вдохновения, души. Выросшие в каменных джунглях, они более закрыты. К сельским надо лишь легкое прикосновение. Если их организовать в этот учебный процесс, то можно подготовить целую гвардию мощных и развитых личностей. 

Мнение психолога 

Старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования Светлана ЛАДЫСЮК напоминает родителям, что дети, у которых есть выдающиеся способности в одной из сфер, нередко развиваются дисгармонично. Они могут отставать в остальных дисциплинах и, главное, в развитии волевой сферы: 

— Эти дети порой достигают успехов не потому, что воля хорошо развита, а потому, что им это интересно и легко. В вузах они все равно вынуждены будут изучать предметы, которые не лежат в плоскости их интереса. Так как они не привыкли прикладывать волевых усилий, то возникают проблемы в обучении, а потом и во взрослой жизни. Образовательная потребность не может оставаться главной. Ребенок должен развиваться гармонично. Нельзя стимулировать одну сферу интересов, не подтягивая личностные свойства.







КОММЕНТАРИЙ

Начальник управления Министерства образования Светланы УКЛЕЙКО:

— Сегодня различные методы интеллектуального развития позволяют научить ребенка читать, считать и даже знать все арифметические действия раньше, чем ходить. В детстве все легко усваивается. Разработано много инновационных программ по работе с одаренными детьми. Педагогам же, как и родителям, важно, что будет потом, каких высот сможет достичь юный интеллектуал будучи взрослым.




klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter