Пряслица, фрагменты керамики и древесины: на Березине, где найден древнерусский шлем, продолжают работать археологи, историки и дайверы

Обнаружение бронзового шлема с золотым покрытием стало археологической новостью номер один не только для нашей страны, но и для всей Европы. Подобные находки случаются даже не раз в столетие, а гораздо реже. Поиски артефактов времён Киевской Руси продолжаются. На берегу реки работают студенты и преподаватели историко-филологического факультета Могилевского государственного университета имени Кулешова, старшеклассники одной из местных школ. Акваторию речной затоки обследуют водолазы из дайвинг-клуба "Морской пегас", которые имеют большой опыт в подводной археологии.


Находки не заставляют себя долго ждать.

Алексей Авласевич, доцент кафедры археологии МГУ, показывает глиняную пряслицу. Небольшая шайба со сквозным отверстием использовалась в качестве грузика для деревянного веретена, чтобы увеличить инерцию движения. Специалисты датируют ее X веком, поскольку позже их изготавливали не из глины, а из розового сланца.

Обнаружены также фрагменты свай моста из мореного дуба. Возраст их с точностью до года поможет определить дендрологическая экспертиза, но специалисты уже сейчас считают, что они достаточно древние. На них нет следов пилы, дерево было срублено, сучки тоже убирали топором. Дуб носит следы обжигания - так наши предки обрабатывали древесину для прочности и долговечности.


Кроме того, на берегу реки найдены фрагменты керамики, характерной именно для славян времён Киевской Руси. Среди них - осколок венчика горшка S-видной формы, донышко сосуда, на котором просматриваются очертания клейма в виде трезубца, как и на найденном шлеме.

По мнению Игоря Марзалюка, доктора исторических наук, председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей, можно считать установленным, что на этой территории не позже середины второй половины X века существовало славянское поселение, из которого и вырос позже Бобруйск.

Откуда взялся на берегу Березины позолоченный шлем с трезубцем, похожим на тот, что украшал герб Рюриковичей, пока неизвестно. Ясно лишь, что принадлежал он либо князю, либо высокопоставленному военачальнику. Такие головные уборы, сияющие на солнце, должны были сигнализировать воинам, что их предводитель здесь, рядом, и помогали ориентироваться на его действия.


- Шлем не мог быть утерян в битве, ведь он совершенно не поврежден, -- рассуждает Игорь Марзалюк. -- Одно из двух: он либо находился в захоронении, что, впрочем, маловероятно, либо является жертвоприношением богам, которые за щедрую жертву земле должны были наделить его владельца счастьем и удачей.

К слову, из Государственного института материальной культуры в Москве уже поступило предложение безвозмездно осуществить полную реконструкцию, консервацию и фиксацию шлема. Именно там реставрировали шлем из "Чёрной могилы". Тот, правда, пребывал в худшем состоянии: он найден в могильнике, где происходила кремация, и был поврежден огнем. Шлем в такой отличной сохранности, как бобруйский, на территории бывшего Советского союза не находили никогда.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter