Спектакли «ТЕАРТ-2016» нашли выход на европейские сцены, но, увы, не наши

Пряности и страсти

Теперь это называется вполне по-европейски — белорусский шоукейс. По-простому — белорусская часть большого международного форума театрального искусства, который растянулся на целый месяц.

Сцена из спектакля «Крейцерова соната» (г. Могилев).

Фестиваль «TЕАРТ-2016» представляет минчанам программу, рассчитанную на разные театральные вкусы и пристрастия. Театры из Беларуси, России, Литвы, Франции, Словении, Венгрии, Германии, Швейцарии, Польши покажут свои самые яркие и спорные спектакли. Начинающие таланты померяются силами с мэтрами сцены, моноспектакли пересекутся с многофигурными полотнами.

Цель форума — выбить зрителя из состояния ленивого комфортного созерцания новым словом, новой формой, сценическим экспериментом. Заставить думать, спорить, волноваться. Предыдущие пять таких фестивалей показали, что после каждого спектакля зрители делятся на тех, кто в восторге, и тех, кто возмущен. У фестиваля сложилась своя публика. Из многих стран съезжаются критики и продюсеры. Это особенно важно для нашей во многом альтернативной репертуарному театру программы. Можем ли мы конкурировать с другими европейцами? Оказывается, умеем, и умеем делать все то же, что и они.

Впервые нашу страну представляли целых 13 спектаклей, отобранных из 36 заявок. Здесь есть драматический театр, кукольный, танцевальный и перформансы. Некоторые из них предполагают живой диалог со зрителями или попытку театра помочь им осознать свое место в мире, рассказать об идеалах и целях жизни в метафорической или образной форме.


Сцена из спектакля «Крейцерова соната» (г. Могилев).

Первым вышел на суд строгих ценителей искусства независимый театрально-музыкальный проект известной певицы, режиссера и клоунессы Светланы Бень. Это ее музыкальный коллектив «Серебряная свадьба» и крохотные кукольные спектакли для детей сделали нашу Беньку любимицей российского клоуна Славы Полунина. Неутомимая выдумщица создала спектакль «Из жизни насекомых» на материале декадентских стихов, которые стали «введением в экзистенциальную энтомологию». Проще говоря, это 14 историй про букашек, птиц и людей — то совсем по-детски простых, то трагических, юмористических и радостных. Бень поет. За роялем Даша Мороз. На скрипке играет Мария Васильевская. На экране смешные картинки. Прекрасное начало. Показывать этот проект можно любым зрителям в любой стране.

На противоположной стороне весов — спектакль «Опиум». Производство Центра визуальных искусств и «Арт корпорейшн» при поддержке народных денег и энтузиазма неравнодушных людей. Это жесткий безрадостный исповедальный рассказ о жизни простой семьи в белорусской глубинке. Обычные наши реалии наполнены пронзительным поиском смысла жизни, беспочвенной агрессией и потребностью в открывающей глаза и душу правде.

Оба названных проекта стали событиями театрального сезона. Они созданы вне репертуарного театра, так же как и перформансы для креативной публики, в основном молодежной.

Все роли в премьерном спектакле «Из жизни насекомых» играет Светлана БЕНЬ

У нас очень сильные театры кукол, и в этот раз свою продукцию показали Алексей Лелявский («Птицы» и «Визит старой дамы»), Игорь Казаков («На дне») и Брестский театр («Фро»), пригласивший из России режиссера Руслана Кудашова. Сегодня это самый знаменитый российский кукольник, который давно дружит с брестчанами. Само сочетание: рассказ Андрея Платонова и петербуржец Руслан Кудашов — гарантия успеха. Брестские кукольники блестяще справляются со сложными художественными задачами, рассказывая о судьбе молодой Ефросиньи (Фро), которую любил муж, но уехал куда-то далеко строить коммунизм и менять мир с помощью загадочных электроприборов.

О судьбах людей советского времени, не слишком-то вписавшихся в сегодняшний день, рассказывают монологи Светланы Алексиевич «Время секонд-хенд» и пьеса украин-ской писательницы Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор». Здесь женские истории о том, как провожать мужчин, ждать их, оплакивать, как мужчинам советского времени освоить законы капитализма, смириться или протестовать.

Особняком стоит классика. Это «Дзяды» из Бреста, осуществленные по поэме Адама Мицкевича с помощью постановочной бригады из Польши, и «Крейцерова соната» Льва Толстого, поставленная Саулюсом Варнасом в Могилеве. Классика всегда требует к себе особого уважения, качественного оформления и талантливых исполнителей. Все это нашлось. Творчество Адама Мицкевича и Льва Толстого не пострадало. Мы увидели, что существует перекличка поколений. Произведения мастеров не устарели, а вернулись к нашим современникам в обновленном виде, вызвав желание перечитать хорошую литературу.

Некоторые из фестивальных работ еще можно успеть посмотреть, но некоторые, созданные специально для форума «ТЕАРТ», пока не имеют своих площадок и существуют, к сожалению, как разовые проекты.

Впервые фестиваль сопровождается не только «размышлениями за круглым столом» и мастер-классами, но и обстоятельными лекциями белорусских критиков о состоянии нашего современного театра.

К сожалению, этот фест пока не заинтересовал театральную номенклатуру, которая могла бы порадоваться тому, что у нас появилось немало талантливых молодых режиссеров, драматургов, актеров, которые делают честь национальному театру. Иностранцы уже приглашают их поработать на европейских сценах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter