Почему госдотации аграриям рассматривают как компенсации, а не помощь?

Прямой рубль против прямого евро

И у нас, и в Европе госдотации аграриям рассматривают как компенсации, а не помощь. Но у кого они больше?


НА ФИНАНСИРОВАНИЕ аграрной отрасли Беларуси в 2014 году из бюджетов всех уровней выделено 16 триллионов рублей, привлечено с государственной поддержкой 19 триллионов рублей кредитных ресурсов. Но из общего объема непосредственно в сельское хозяйство направлено не более 20—25 процентов средств. Это то, что идет конкретно в производство. Остальные объемы приходятся на несельскохозяйственный сектор — компенсацию процентов по кредитам банков, удешевление материально-технических ресурсов, другие программы.

Чем мы хуже?


Нередко можно слышать критику в адрес аграриев: мол, они получают дотации, которые неадекватны отдаче. Но цифры свидетельствуют об обратном. Только за последние пять лет конечный выход сельхозпродукции увеличился почти на треть. Беларусь стала значительным игроком и на зарубежном продовольственном рынке. Так, в прошлом году агроэкспорт составил около 6 миллиардов долларов.

Мы понимаем, что в стране нет ни золотых приисков, ни углеводородного сырья в полном объеме, заявил недавно во время прямой линии «СГ» министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц:

— На счету каждая копейка. Необходимо продать хлеб, молоко, мясо и другую сельхозпродукцию, чтобы в том числе иметь валютную выручку. Трудиться надо! У нас огромное количество резервов. Судите сами: в хозяйствах, где плотность дойного стада 25—30 голов на 100 гектаров сельхозугодий и удой от коровы не менее 6 тысяч килограммов, там и деньги есть. И второе: жесткие и грамотные технологии — на первый план. Всем надо подтягиваться, а не стонать и плакать. Дотации — это компенсация, а не помощь хозяйствам. Прямым рублем аграриям идет 2,6 триллиона рублей — примерно 23—25 процентов. Это немного.

Ничего предосудительного в том, что в Беларуси оказывается государственная финансовая поддержка сельхозпроизводителям, нет. Такое мнение высказал и Герой Беларуси, руководитель сельхозпредприятия «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района Василий Ревяко. Даже в развитых европейских странах аграриям выделяются бюджетные субсидии. И это неспроста — там хорошо знают, из чего состоит продовольственная безопасность. Так почему же в Беларуси должно быть иначе?


Необходима корректировка


Государственная поддержка национального агропроизводителя в тех или иных формах известна во всех развитых экономиках. По большому счету, ее уровень определяется только возможностями бюджета. Экономисты верно заметили, что в условиях глобализации и усиления конкуренции тот, кто не поддерживает своего агрария, поддерживает зарубежного. В западных странах средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, рассматриваются как компенсация потерь отрасли в условиях нестабильности рынка. Размер ее может достигать 70 процентов стоимости продукции сельского хозяйства. Недавний кризис в Европе только подтвердил это — для помощи сельскому хозяйству средства находились всегда.

В бюджете Евросоюза на 2015 год, а его общий размер — около 146 миллиардов евро, на поддержку АПК и развитие сельских территорий заложено почти 60 миллиардов, в том числе 40 миллиардов евро — на прямые выплаты фермерам. При том, что на развитие транспорта Евросоюз потратил 1,6 миллиарда, на поддержку научных исследований — 5,4, на культуру и образование — 2,69 миллиарда евро.

Аграрные министры ЕС даже с наступлением кризиса сумели сохранить гигантские субсидии европейским фермерам. Вообще, на Западе настолько развито государственное стимулирование сельского хозяйства, что довольно трудно подсчитать, сколько средств из казны выделяется фермерам. Ведь, помимо прямых и косвенных выплат, существует и перераспределение налоговых поступлений в пользу аграриев. Деньги, собранные в виде налогов со всех граждан, всевозможные торговые надбавки так или иначе возвращаются в аграрный сектор.

Заметим, что Беларусь еще до вступления России в ВТО обязалась при создании Таможенного союза сократить господдержку сельского хозяйства. К 2016 году объем дотаций должен снизиться до 10 процентов валового внутреннего продукта аграрного сектора. При этом в соответствии с соглашениями между партнерами по Евразийскому союзу данный норматив не меняется при вступлении одного из членов Таможенного союза в ВТО.

 Один из источников трудностей — различная степень рыночности экономик. Правда, ряд проблем был снят с созданием ЕАЭС. Убраны искусственные барьеры во взаимной торговле, введены необходимые элементы координации деятельности.

 У нас с 1 января 2015 года государственная поддержка оказывается только тем, кто умеет работать. Стимулом стали прямые выплаты на гектар сельхозугодий, но при условии соблюдения ветеринарных и фитосанитарных требований, должной защиты окружающей среды. В расчет также взята производимая и реализуемая на единицу площади сельхозпродукция. Виды и размер субсидирования будут определяться ежегодно.


В выигрыше пока торговля


В Беларуси в последние годы темпы роста цен на сельхозпродукцию ниже темпов увеличения цен на промышленные ресурсы для сельского хозяйства. Потери, понесенные АПК в результате неравного межотраслевого товарообмена, даже господдержкой компенсируются далеко не полностью. Это отрицательно сказывается на финансовом состоянии сельскохозяйственного производства, создает дополнительные препятствия притоку инвестиций в аграрный сектор.

Недостаток собственных средств вынуждает хозяйства регулярно привлекать кредитные ресурсы, которые далеко не всегда своевременно возвращаются. Отсюда задолженности, которые достигли уже десятков триллионов рублей.

Есть и еще одна проблема. Сопоставляя уровни цен на промышленную продукцию и продукцию АПК, можно констатировать, что сельскохозяйственные производители нашей страны находятся в невыгодных условиях по сравнению с другими участниками ЕАЭС. Так, для приобретения одной тонны дизельного топлива отечественным сельхозпроизводителям необходимо продать 6 тонн молока, тогда как в России и Казахстане — 1,79 и 1,34 тонны молока соответственно.

С каждым годом наш АПК вынужден все больше средств расходовать на постоянно дорожающие материально-технические и энергетические ресурсы, которые составляют весомую часть затрат. Экономисты вполне справедливо признают, что при заниженном уровне закупочных цен вряд ли можно ожидать быстрого выхода сельхозпроизводства на высокую рентабельность.

В выигрыше пока остаются торговля и переработка. Так, розничная цена на молоко, прошедшее переработку, чуть ли не в два раза превышает цену этого продукта, отпускаемого в торговую сеть промышленными предприятиями. Еще большие различия наблюдаются по говядине и свинине, из которых производятся соответствующие виды продовольствия.

Пока перерабатывающая промышленность потребляет сырье по заниженным ценам. Только на первый взгляд кажется, что это фактор благоприятный. Но так долго продолжаться не может. Ведь потери, которые несет АПК, отрицательно сказываются и на самих предприятиях, и, безусловно, на уровне себестоимости производимой продукции. Так что звенья цепочки производство — переработка — реализация пока еще слабы.

Не поспоришь с Карлом Марксом: богатые становятся богаче, бедные — беднее. Бюджетные возможности помощи селу небезграничны. На реальную отдачу можно рассчитывать только при адресных субсидиях высокоэффективных предприятий, а не кредитах на авансы. По мнению заместителя Премьер-министра Беларуси Михаила Русого, вследствие высокой и разносторонней государственной поддержки в последние годы у сельхозпроизводителей отчасти сформировался иждивенческий менталитет по отношению к бюджету государства.

Правда, господдержка, которая оказывалась АПК несколько лет назад, и та, которую получает аграрный сектор сегодня, сильно отличаются друг от друга. Больше средств выделяется на создание условий для производителей, меньше — на их непосредственную поддержку. Кроме того, не будем забывать, что у нас остаются те 10 процентов, которые оговорены соглашениями в рамках Таможенного союза. Это тоже немалые деньги.

shevko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter