Прямой путь не всегда короткий

В последние годы прослеживается уникальная тенденция — вымирание мелкооптового звена в торговле

Подчас удивляешься: вроде бы времена дефицита прошли, а любимую колбасу или сычужный сыр в магазине удается купить через раз. «Закончился, новые поставки на следующей неделе…» — слышишь стандартный ответ. Тем временем производители нет-нет да и жалуются на проблему со сбытом. Неужели трудно оперативно пополнять популярный ассортимент на полках?! В последние годы прослеживается уникальная тенденция — вымирание мелкооптового звена в торговле. Немало предприятий пытаются работать с розницей напрямую. Казалось бы, нет посредников – скромнее цифра на ценнике. Вывод достаточно спорный, если критически оценивать издержки.

С имиджем отечественным оптовикам не повезло. В перестроечные годы на них с неприязнью смотрели как на «хранителей»  и «сокрытчиков» дефицитов. В 90-е годы масла в огонь добавили фирмы, которые гордо называли свою деятельность оптовой торговлей, хотя на самом деле занимались элементарным посредничеством-спекуляцией. С тех пор многие даже вполне образованные и здравомыслящие экономисты нередко отвергают необходимость промежуточного звена между розницей и производителем. 

И смех и грех, но сегодня Минторгу приходится доказывать, что деятельность мелкооптовых баз и спекуляция – это два совершенно разных явления, хотя и то, и другое – связующее звено производителей и розницы. Но посредник зарабатывает комиссию за то, что просто «пропускает» товар через свою бухгалтерию, прибавляя свою комиссию, а оптовик аккумулирует у себя на складах продукцию десятков заводов и потом перераспределяет ее мелкими партиями по торговым точкам. Действительно, мелкооптовые базы работают с торговой наценкой 4 процента и выше, но это заработанная накрутка. 

Оптовик оптимизирует транспортные издержки. Тому же мясокомбинату из Брестской области не приходится гонять свою фуру между универсамами столицы. С базы в магазин идет грузовик с полным набором продуктов для розницы: колбасой, крупами, сахаром и так далее. При такой схеме предприятию удается экономить на транспортных издержках больше чем 4 процента. 

— У нас клиент может приобрести полный набор товаров в одном месте в самом центре столицы, — говорит заместитель директора торгового коммунального унитарного предприятия мелкооптовой базы на Западной Сергей Роев. – Причем мы готовы обеспечить любые минимальные партии. Буквально несколько сосисок или палок колбасы. Какой завод повезет такое количество?! Каждый день аккумулируем у себя все заказы клиентов, перерабатываем огромное количество информации. Причем работаем с минимальной наценкой, а положительную рентабельность обеспечиваем за счет оборота. Таким образом, зарабатываем сами и помогаем экономить время нашим клиентам. 

Оптовый ретейл существует во всех развитых странах. Когда в России западные инвесторы приобретали пищевые предприятия, первым делом они отказывались от прямых договоров и начинали формировать дилерскую сеть для сбыта. Основная головная боль производителя — совершенствовать товар, делать его привлекательным, конкурентоспособным. Заниматься обслуживанием розничных торговых точек – лишняя нагрузка. А для работы с дилерской сетью достаточно всего нескольких человек. Поставки в розницу увеличивают на несколько порядков количество договоров, прямо пропорционально которым раздувается и штат сотрудников. Скажем, шведским кондитерам на некоторых российских предприятиях удалось сократить издержки при переходе к сотрудничеству с крупными оптовиками на 10—20 процентов. 

Белорусский производитель почему-то нередко пытается идти своим уникальным путем и по мере возможностей старается «лично» работать с каждой торговой точкой. В последние годы появилась новая мода: развивать собственную фирменную торговлю. Мол, это возможность самим регулировать цену. Вроде бы благое начинание, но есть оборотная сторона медали. Содержать несколько десятков магазинов по всей республике – дополнительные затраты. Специализированная торговая точка не способна себя окупить, реализуя только «родную» продукцию. А в итоге получается обычный универсам. 

Спрашивается, зачем производителю распылять средства? Конечно, в мировой практике создание холдингов – явление известное, но эти процессы проходят под эгидой мощной финансовой поддержки. Неужели у наших представителей пищевой отрасли уже появились лишние средства? Ведь основные фонды и их износ оставляют желать лучшего. Возможно, логичнее было бы инвестировать средства в производство, а не в смежную отрасль. Озабочен и Минторг. Ведь когда у предприятий затариваются склады, они просят помощи у профессиональных торговцев. Оно и понятно, ведь через собственный ретейл производители реализуют максимум 30—40 процентов продукции. Периодически встает вопрос: куда девать остальные две трети? А как наладить эффективную реализацию торговле, когда рядом фирменные магазинчики сбивают цену? Не проживет обычный универсам с наценкой 5 процентов, в отличие от дочернего, у которого убыток ляжет на предприятие. 

В итоге получается парадоксальная ситуация: собственная торговая сеть и проблемы сбыта не решает, и доходов не приносит. Оптовая дилерская сеть решила бы эти проблемы с меньшими издержками и более качественно. Пока же государственные мелкооптовые базы медленно умирают, а коммерческие оптовики вынужденно переключаются на работу с импортными товарами. Когда в прошлом году «Коммунарка» и «Спартак» решили отказаться от услуг ряда оптовых компаний,  те договорились сотрудничать с российскими производителями. 

А способны ли наши «шоколадники» обеспечить торговлю конфетами собственными силами? Предприятия выпускают по 300—400 наименований продукции, и отслеживать потребности каждой торговой точки непросто. Можно, конечно, создать параллельную структуру сбыта, дублирующую оптовое звено. Но даже сетевые магазины в Москве пользуются услугами оптовых поставщиков! Там пришли к выводу: чем создавать собственную структуру, дешевле работать с уже существующей. 

Конечно, и Президент, и правительство требуют избавляться от наростов посредников-спекулянтов. Но необходимость оптового звена под сомнение не ставится. Тем более что есть в проблеме социальный аспект: цены на продукты питания для потребителя при работе с оптовиками могли бы быть пониже. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter