Прямо с неба

Пилоты учатся на небесах и на земле
Пилоты учатся на небесах и на земле

...Такой скорости на автостраде М1/Е–30 не развивал еще никто. Сотрудники ГАИ даже приборы для ее измерения не доставали из служебного автомобиля, стояли и вместе со всеми наблюдали, как на шоссе садились военные истребители 61–й авиабазы.

...Небольшой участок дороги в Ивацевичском районе от остальной трассы отличается тем, что здесь никогда не было разделительной «зеленки». Предусмотрели запасной аэродром еще в СССР, в конце 70–х, когда строили «олимпийку». Правда, до минувшей субботы военные его не использовали.

Готовились серьезно. Дорожное покрытие на протяжении нескольких километров заменили на более прочное. Затем военные нанесли известью осевую разметку, чтобы запасной аэродром был виден с неба. По асфальту не раз прошелся автокомпрессор, затем его «дублировали» солдаты с метелками, ведь даже малейший камешек может создать самолету большие проблемы. Ширина в 25 метров — это четыре полосы движения для автомобилей, а вот из кабины пилота видится лишь узенькая полоска среди леса, попасть на которую предстояло без подсказки с земли. Военным летчикам привычнее садиться на стометровые полосы.

«Заходит!» — это кто–то из офицеров обращает наше внимание на маленькую точку, движущуюся со стороны Барановичей. Несколько секунд — и Су–27УБМ пролетает над нами, обозначает заход на посадку, как говорят специалисты, делает разворот и опускается на асфальт. На высоте до трех километров этот истребитель может развивать скорость 1.350 километров в час, а если поднимется выше, то и более двух тысяч. Секунды — и огромная махина весом почти 20 тонн тормозит с помощью парашюта. Через несколько минут в небе появляется и также успешно приземляется МиГ–29УБ... Шум такой, что закладывает уши. Вслед на небольшой высоте над шоссе проносятся две «вертушки» — для патрулирования воздушного пространства привлечены ударные вертолеты Ми–24 181–й боевой вертолетной базы из Пружан.

Посадить самолеты на автотрассу доверили самым опытным: МиГ–29 пилотировали заместитель командующего — начальник отдела авиации Западного оперативно–тактического командования ВВС и войск ПВО полковник Альфред Кравченок и заместитель командира 61–й истребительной авиабазы летчик первого класса Юрий Осовцов, Су–27 — командир 61–й авиабазы полковник Юрий Воробьев и командир эскадрильи подполковник Анатолий Мороз. О выполнении боевой задачи летчики доложили присутствовавшему здесь министру обороны Леониду Мальцеву. Впереди — продолжение учений. Cмешанная авиационная эскадрилья отправляется на российский полигон Ашулук.

Справка «СБ»

В строю истребительной авиации находятся модернизированные на 558–м авиаремонтном заводе истребители Су–27УБМ и МиГ–29БМ. На МиГе, который летает в 61–й истребительной авиабазе, в 2005 году установлено 15 мировых рекордов. Посадка истребителей на шоссейный аэродром в Ивацевичском районе тоже войдет в историю и будет описана в учебниках для будущих военных летчиков.

Компетентно

Леонид МАЛЬЦЕВ, министр обороны:

— Для обеспечения безопасности было перекрыто движение транспорта примерно на 30 километрах трассы. Отличное взаимодействие получилось с органами власти, Госавтоинспекцией. Серьезные задачи решали подразделения инженерно–аэродромного, технического и тылового обеспечения. С одной стороны, я считаю это серьезным успехом, а с другой — плановой боевой подготовкой, системной работой, которая продолжится. На всех учениях будем отрабатывать такой маневр, любой летчик должен уметь его делать.

Игорь АЗАРЕНОК, командующий ВВС и войсками ПВО:

— В апреле нынешнего года посадку на так называемые аэродромные участки автодорог отрабатывали штурмовики Су–25УБ из состава 206–й штурмовой авиабазы. А вот белорусские истребители, которые значительно тяжелее штурмовиков, такого опыта не имели. Посадку на дороги совершали в свое время самолеты МиГ–29 украинских ВВС, а истребители Су–27 еще никогда и нигде не садились на шоссе.

Фото Дмитрия ДЬЯКОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter