Прямая линия

Николай ДРОЗД: «Ни одно предложение к новым ПДД без внимания не останется»
Николай ДРОЗД: «Ни одно предложение к новым ПДД без внимания не останется»

Звонки в адрес начальника УГАИ МВД Николая Дрозда начали поступать в редакцию, как только в газете был опубликован первый анонс. Многие читатели спешили передать свои вопросы хотя бы через журналиста, обреченно вздыхая: «Все равно во время «горячей линии» не смогу дозвониться...»

Дозвониться, судя по всему, действительно было сложно. Как и ожидалось, темы для бесед были самые разные.

От проблем загруженности автотранспортом дворов и улиц до кадровой политики ГАИ, от неправильно поставленных светофоров до тонкостей оформления автотранспорта

в конкретных ситуациях. У некоторых вопросы были настолько личные, что пришлось проситься на прием (благо начальник УГАИ МВД принимает всегда, когда он на месте). Особый блок часовой беседы составили предложения читателей «СБ» в проект новых Правил дорожного движения. Причем было заметно, что собеседники Николая Дрозда готовились к разговору — свои «поправки» они обосновывали не личными эмоциями вроде «я так хочу», а серьезно и аргументированно объясняли с точки зрения пользы для всех участников движения на дорогах.

Недовольным, я думаю, не остался никто. Даже если итог разговора был не тот, что хотелось бы, звонившие в конце обязательно благодарили Николая Николаевича за честный и компетентный ответ, желали добра. Для них «за кадром» оставались немедленные указания начальника республиканской ГАИ своим заместителям, которые хотя в «горячей линии» не участвовали, но присутствовали в конференц–зале «СБ» и записывали указания руководителя. А мы, журналисты, так же скрупулезно стенографировали все поступающие вопросы и ответы на них.

Кадры решают все

Петр Константинович, Кричев:

— Николай Николаевич, надо бы «усилить» наших ребят в ГАИ. У нас в Кричеве их 4 человека, работают только днем. А хотелось бы еще ввести и вечерние смены, когда нарушителей на дороге становится больше. Пусть бы работали до 8 — 9 вечера.

— Действительно, такие вопросы возникают. Но поймите, Петр Константинович, у нас есть определенные штаты сотрудников, которые распределены по всей республике. Они сформированы, исходя из численности населения в каждом населенном пункте, количества транспорта, протяженности дорог. Хотя я согласен с вами, что иногда надо поработать больше во вторую смену.

— А можно оформиться общественным помощником? Я бы, наверное, очень помог нашей ГАИ...

— Никому не запрещается помогать милиции, не молчать, когда видишь, что совершается правонарушение. Но учтите, что те привилегии, которые были раньше у общественников, сегодня не действуют.

— Да не надо мне никаких привилегий!

— Вот за это спасибо.

Людмила Величко, Витебск:

— Есть ли какие–нибудь ограничения на прием на работу в ГАИ женщин?

— Есть не ограничения, а определенные требования по возрасту, образованию, здоровью, другим личным качествам. В остальном — почему бы и нет? У нас уже работают женщины и в административных отделах, и даже в дорожно–патрульной службе. Но каждая кандидатура потенциального сотрудника ГАИ, в том числе и среди женщин, рассматривается индивидуально.

У водителя все должно быть

в порядке: и документы...

Александр Федорович, Чаусы:

— Я полтора года назад приобрел автомобиль по доверенности, сейчас хотел бы зарегистрировать на свое имя. Сотрудники ГАИ говорят, что я такого права не имею. Это правильно?

— Действительно, законодательство сегодня не позволяет оформлять автомобиль таким образом. Вы можете как доверенное лицо продать или подарить автомобиль кому–то из членов семьи, например, а уже потом таким же путем переоформить автомобиль в свою собственность. Это не наша прихоть, таков закон.

Андрей Глушакевич, Лида:

— В 1995 году я получил водительское удостоверение, но до сих пор за мной не числится ни одно транспортное средство. Если я сейчас куплю машину, мне нужно будет пересдавать на права?

— Нет, не нужно. Вы можете по желанию просто поменять свою книжечку на более современное пластиковое водительское удостоверение.

— Значит, слухи о необходимости пересдачи в моей ситуации неверны?

— Да, именно так.

— Спасибо, до свидания.

— Удачи вам, Андрей.

Виноградов Валерий Петрович, Столбцовский район:

— Здравствуйте, Николай Николаевич. Я получил водительское удостоверение еще в 1972 году. Нужно ли мне его менять или я могу ездить, имея такие права?

— Валерий Петрович, в пределах Беларуси вы можете управлять автомобилем, имея такие права. Наше законодательство это допускает. Но за границей у вас могут возникнуть проблемы, потому что такое водительское удостоверение не соответствует международным образцам. Но мне кажется, для вас не составит большого труда заменить старое удостоверение на современное.

Евгений Николаевич Иоль, Мозырь:

— Добрый день. Николай Николаевич, я недавно приехал в Беларусь из России. Там в Южно–Сахалинске в конце 90–х годов обменял старое удостоверение книжечкой 1958 года на российские пластиковые права. Здесь в 2003 году получил гражданство Беларуси, решил получить и белорусское водительское удостоверение. Теперь сотрудники МРЭО говорят, что я должен пересдавать на права. Так ли это?

— Евгений Николаевич, дело в том, что любое водительское удостоверение иностранного государства, не только России, для наших граждан недействительно. Отсюда и вытекает требование ГАИ пересдать теоретическую часть водительских экзаменов. Согласитесь, что в каждом государстве действуют свои ПДД. Так что сдача теории, то есть знаний ПДД, обязательна. Тем более для вас, водителя с большим стажем, наверняка это не составит труда.

Лена, Минск:

— Мне 16 лет. Очень хочу выучиться на «права» и получить водительское удостоверение. В каком возрасте можно учиться?

— Если вам, Лена, уже исполнилось 16 лет, можете смело идти в любую автошколу и учиться по полной программе. Закон допускает это. Но сдавать экзамены в ГАИ можно только с 18 лет. Есть исключения из этого правила, они касаются выпускников УПК, специальных учебных учреждений и некоторых других категорий несовершеннолетних. Если же вы учитесь в обычной школе, рекомендую вам все–таки подождать и начать учебу в автошколе с таким расчетом, чтобы к ее окончанию вам исполнилось 18 лет.

— Спасибо, я подумаю.

Кренин Евгений Анатольевич:

— Я бы хотел задать такой вопрос. У меня «Москвич–2140», ему 26 лет. В техпаспорте уже нет места для отметок. Может быть, надо оформить какой–то вкладыш?

— На сегодняшний день, Евгений Анатольевич, ГАИ выдает свидетельство о регистрации транспортного средства. Именно на такое свидетельство вам и нужно обменять техпаспорт. Никаких вкладышей, извините, мы не выдаем.

...и автомобиль!

Анатолий Иванович, начальник отдела автотранспортного предприятия, Могилев:

— У меня автомобиль ВАЗ–21013. Я купил его в 1985 году в минском магазине. Сейчас я нашел покупателя на свою машину. Но в ГАИ автомобиль отказались снимать с учета по той причине, что с 1986 года якобы моя машина числится в розыске в Красноярском крае. Говорят, что надо обращаться в Интерпол. Но ведь я покупал эту машину в магазине, просто случайно совпали номера и марка...

— Действительно, такие казусы случаются. В основном это связано с преступным автобизнесом в России того времени. У нас уже была похожая ситуация в Алтайском крае, когда под одним номером нашлись два автомобиля.

В этом случае изложите свою ситуацию письменно и направьте запрос к нам в УГАИ. Мы, в свою очередь, свяжемся с российскими коллегами с просьбой разобраться, за кем был зарегистрирован аналогичный автомобиль. Если они снимут автомашину с вашими данными с розыска, вы беспрепятственно сможете снять ее здесь с учета.

— И еще. Я сейчас знакомлюсь с новыми правилами, у меня уже есть некоторые соображения. Можно ли вам их прислать?

— Конечно! Только я вас прошу изучить этот проект до конца, а потом с аргументированными предложениями — милости просим!

— Хорошо, спасибо.

Пичугин Евгений Иванович, Гродненская область:

— Я купил автомобиль с пройденным в этом году техосмотром. Теперь сотрудники Гродненской ГАИ обязывают меня опять проходить ТО. Зачем?

— Евгений Иванович, я согласен с вами на 100 процентов. Да, на сегодняшний день действует нормативный акт, обязывающий нового владельца проходить технический осмотр. Но мы обязательно будем выходить с инициативой, чтобы изменить это правило. В конце концов, автомобиль не меняется изнутри при смене владельца. Но пока действует именно та норма, которая обязывает нового владельца провести ТО автомобиля.

Савенко Григорий Иванович, Полоцк:

— Мой отец как ветеран войны получил в 1994 году в Чернигове (Украина) автомобиль ЗАЗ. Они с матерью оформили на мое имя доверенность до 1997 года, но вскоре оба умерли. Наши сотрудники МРЭО на учет не ставят, пока машина не будет снята с учета в Чернигове. А там в местном МРЭО говорят, что не снимают с учета «собесовские» (выданные бесплатно) автомобили. Машина в настоящее время находится здесь, но она не зарегистрирована. Что мне делать? Могу ли я как–либо поставить ее на учет в Беларуси?

— К сожалению, Григорий Иванович, в соответствии с Правилами государственной регистрации и государственного учета транспортных средств в вашей конкретной ситуации регистрация родительского автомобиля в нашей стране возможна только после снятия его с учета по месту предыдущей регистрации. Если наши украинские коллеги располагают законными основаниями не снимать выданный бесплатно автомобиль со своего учета, мы ничем помочь вам не сможем.

Закон един для всех

Анонимный автолюбитель:

— Правомерно ли лишение права вождения на 2 года, когда водительское удостоверение изымается на месте ДТП? К чему такая жесткость?

— Да, такие действия сотрудников ГАИ правомерны. Чем объяснить? Вы знаете, у нас уже с начала года количество ДТП, в которых люди погибли или были ранены, перевалило за 2.300. Общее количество ДТП — свыше 50 тысяч. Порой кажется, что водители и пешеходы разучились согласно Правилам дорожного движения вежливо и внимательно относиться друг к другу. Особенно жестко мы реагируем по отношению к тем водителям, кто скрылся с места происшествия. Мы затрачиваем определенные усилия на их поиск, но в таких случаях, как правило, лишение водительского удостоверения на некоторый срок такому недобросовестному правонарушителю гарантировано.

— Спасибо, я с вами согласен.

— Всего хорошего.

Татур Галина Александровна, Минск:

— Когда отрегулируется ситуация с дорожной безопасностью на улице Мирошниченко? С появлением гипермаркета здесь сплошной поток машин, невозможно перейти улицу. А светофоров нет.

— Галина Александровна, именно на перекрестке улицы Мирошниченко и местного проезда вдоль кольцевой дороги планируется установка светофора. Минское ГУВД уже заключило необходимые договоры, ориентировочно срок окончания строительства — декабрь нынешнего года.

Точенников Эдуард Сергеевич, Минск:

— Я ночной водитель, работа такая. В связи с этом вопрос: почему по ночам отключают светофоры? Ведь электричество не экономится (мигает желтый свет). А проблема безопасности движения сохраняется и ночью, особенно на оживленных перекрестках.

— Знаете, Эдуард, работа светофоров во многом определяется исходя из параметров движения как по времени суток, так и по дням недели. Зачем лишний раз останавливать проезжающий автомобиль ранним утром, когда других машин на дороге нет?

— Хорошо, тогда другой вопрос. Я предлагаю МВД выйти с инициативой о введении в школах спецкурса по безопасности дорожного движения. А перед каникулами пусть бы дети отчитывались о выученном, ведь такие знания нужны им гораздо больше, нежели некоторые программные предметы...

— А вот здесь вы правы. Более того, обрадую вас тем, что в прошедшем учебном году в обязательную школьную программу введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках этого предмета школьники изучают и Правила дорожного движения.

— Ясно, спасибо.

Валентин Залуцкий, Минский район:

— Слышал недавно от знакомых, что гаишники задержали за правонарушение автомобиль какого–то высокопоставленного чиновника. Бывали ли такие случаи?

— На дороге инспектор не видит, кто сидит за рулем. Поэтому наши сотрудники останавливают и служебные машины государственных служащих, и принадлежащие им на праве собственности. Такой статистики — сколько и кого остановили — мы специально не ведем. Но позиция ГАИ в этом вопросе такова: закон для всех один. Поэтому я не исключаю, что ответственность по нашей линии мог понести любой гражданин.

В порядке обсуждения

Михаил Николаевич, преподаватель курсов вождения:

— Николай Николаевич, хотелось бы все–таки уточнить механизм всенародного обсуждения проекта ПДД. Может быть, уже есть какие–то результаты?

— Я хотел бы посоветовать все–таки досконально изучить проект до последней буквы. Не стоит вырывать из контекста какой–то кусок и пытаться его изменить. Ведь, возможно, отдельная норма раскрывается где–то в других разделах либо объясняется дорожным знаком.

За первые дни уже поступило более 20 письменных предложений от организаций и граждан. Телефонных звонков — на порядок больше. Я надеюсь, что в ближайшее время активность участников еще возрастет. Уверяю вас, ни одно предложение относительно проекта ПДД без нашего внимания не останется.

— А принимаются ли во внимание наработки зарубежных дорожных полиций?

— Естественно, при написании проекта разработчиками изучался опыт других стран в плане обеспечения безопасности движения: Германии, Швеции, Литвы, России, Украины и других. Некоторые элементы уже удачно внедрены в практику. Чтобы не быть голословным, приведу пример с так называемыми лежачими полицейскими, заставляющими водителей притормозить на оживленных участках, как правило, там, где есть оживленное движение пешеходов. На сегодняшний день только в Минске таких «полицейских», вмонтированных в дорожное покрытие, уже больше шести десятков. Такие же меры предосторожности могут увидеть на своих улицах и жители других городов Беларуси, причем не самых крупных. Полезное нововведение? Я думаю, безусловно, да. Так что международный опыт очень нам помог.

Владимир Иосифович, директор транспортного предприятия, Минск:

— Я внимательно изучил проект новых Правил дорожного движения вместе с коллективом, мы уже подготовили ряд своих предложений.

— Спасибо.

— Но нас очень интересует ситуация с преимущественным правом пешехода на дороге. Например, когда на широкой дороге два автомобиля останавливаются перед пешеходом, а третий как ехал, так и едет.

— В нынешнем проекте правил, если внимательнее прочитаете, есть такая запись: «Пешеход обязан переходить проезжую часть дороги, убедившись, что переход безопасен, по пешеходному переходу...» Прежде такой записи в ПДД не было. Вместе с тем я считаю, что должны быть внимательными обе стороны. Должна быть и определенная культура на дороге. В вашем случае, если двое остановились, то и третий, наверное, должен притормозить.

Виталий Стремоус, г.п. Микашевичи Лунинецкого района:

— Добрый день. Поясните, пожалуйста, ситуацию с тонировкой стекол согласно новым ПДД.

— Что именно пояснить?

— Можно ли будет, как раньше, за плату тонировать стекла в личном автомобиле?

— Конечно, можно. В проекте правил это прямо указано. Другое дело, что конкретные размеры платы будут определены после принятия Правил дорожного движения отдельным постановлением Совета Министров. Кстати, водители с большим стажем в основном отрицательно относятся к тонировке. Потому что при движении в темное время суток или задним ходом иногда возникают проблемы недостаточного обзора. Тем не менее новые правила не исключают возможность тонировки заднего и боковых стекол. Сколько это будет стоить — определит Правительство.

Войнаровская Нина, Гродно:

— Говорят, наиболее радикальные изменения грядут в движении общественного транспорта, в частности, маршрутного такси. Поясните, пожалуйста, что готовят для них новые Правила дорожного движения?

— Да, поступает масса вопросов по поводу движения маршрутных такси, которые должны будут двигаться по крайней правой полосе. Этого еще никто не пробовал, а уже заранее есть недовольство: мол, маршрутки будут медленнее двигаться, скапливаться друг за другом. В то же время на таких полосах, обозначенных буквой «А», за общественным транспортом закрепляется приоритет движения. Таким образом, в какой–то мере мы уменьшим такой своеобразный слалом на городских улицах, когда машины стремительно перемещаются по полосам движения, а маршрутное такси, стоит пассажиру на тротуаре взмахнуть рукой, резко перестраивается из третьего ряда в первый, к обочине, провоцируя нервозность других водителей. Подобных аварий во всех регионах страны немало.

В то же время для поворота налево, разворота, объезда препятствий те же маршрутки, конечно, смогут выезжать на другие полосы.

Валентина Шимковская, школьный учитель, Гомель:

— Насколько изменятся правила дорожного движения для пешеходов?

— Изменения в этом плане довольно существенные. Кстати, кто читал проект и сравнивал его с прежними ПДД, наверное, заметил, что нормы в проекте изложены более доходчиво и понятно для любого участника дорожного движения, в том числе и пешехода.

Что касается пеших участников движения на дорогах, то взять, к примеру, появление «островков безопасности». Многие, кто был за рубежом, знакомы с такой формой обеспечения безопасности пешехода, находящегося на дороге. Вместе с тем предусмотрена обязанность для пешехода — побыстрее покинуть проезжую часть, пусть даже это разделительная часть дороги, но с обеих сторон идет транспорт и какая–то пусть и в меньшей степени опасность для участников движения сохраняется. Кроме того, при сохранении преимущества на дороге за пешеходом закрепляется обязанность убедиться в безопасности перехода, то есть возлагается определенная ответственность.

***

Можно было ожидать, что отведенного на «прямую линию» с начальником УГАИ МВД времени будет мало. Так и получилось. Кроме опубликованных здесь вопросов, Николай Дрозд выслушал много частных, даже в чем–то личных проблем.

Особенно засыпали наболевшим минчане: светофор на улице Ванеева плохо работает, машины возле дома N 83 на проспекте Независимости водители ставят прямо на тротуар, по ведущей к центральному входу парка им. Горького дороге слишком интенсивное движение, один из дворов на проспекте Газеты «Правда» захламлен сломанными машинами... Эти сигналы и многое другое пометил себе в блокнот начальник ГАИ, а уходя, положил этот блокнот в служебную папку... Для принятия мер.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter