О чем, собственно, речь?
В Основном законе 1990 года нынешней ФРГ в ст. 134 сказано: «Имущество бывшей Германии становится имуществом Федерации. Оно подлежит безвозмездной передаче компетентным учреждениям». Ни много ни мало. Причем эта статья была и в Основном законе ФРГ 1949 года.
А ст. 135 более конкретна: «Долевая собственность бывшей земли Пруссии (именно всей Пруссии, включая север нынешней Польши, сопредельные с Калининградской областью районы Польши и Клайпедско-Неманский регион Литвы! – Прим. ред.) в частных предприятиях переходит к Федерации». Итак, эта статья узаконивает, подчеркнем, бессрочную германскую собственность именно в Пруссии, а не в других экс-германских землях.
Словом, явная нацеленность на бывшие германские территории прежде всего в бывшем СССР!
Но почему именно Основной закон, а не Конституция?
Ответ – в официальном разъяснении к этому правовому акту Ведомства печати и информации Федерального правительства (Берлин, 1999 г.): «Речь идет об основах конституционного регулирования в переходный период до воссоединения Германии. Такой выбор акцентирует географически ограниченную сферу действия Основного закона...»
Характерно и то, что в северогерманском г. Фрейдене с 1993 года действует так называемое Правительство Свободной Пруссии в изгнании. Оно требует, в частности, восстановления этой бывшей немецкой территории в прежних границах – повторим, с соседними районами Польши, Клайпедой, литовской частью Куршской косы и с примыкающим устьем Немана (принадлежащими Литве). А 2002 год в Германии был официально объявлен Годом Пруссии.
Но не только в Германии проявляют «интерес» к этому региону. Американский конгресс в 1995-м, а Европарламент – в 1994-м приняли почти идентичные «калининградские» резолюции: регион надлежит поставить под опеку Евросоюза с германским участием в местной администрации – в рамках «Особой европейской территории» или «Балтийской республики»; снять ограничения на переселение туда немцев, ввести там спецвалюту и т.п. Россия же обязана выплатить компенсацию прусским беженцам и их потомкам, а их в нынешней Германии, по официальным германским оценкам, насчитывается до 100 тысяч.
Так что имеется внешняя поддержка германских интересов в Калининградской области.
Желание добиться взаимопонимания с ФРГ в руководстве послесталинского СССР было настолько сильным, что во имя этого игнорировалось многое, в том числе реваншистские настроения Западной Германии. Территориальные статьи договоров СССР с ГДР и ПНР, как и между Польшей и Литовской ССР (конец 1940-х – первая половина 1950-х годов), четко зафиксировавшие новые границы между ними, не были повторены в договорах СССР, ГДР и социалистической Польши с ФРГ в первой половине 1970-х годов. Там сказано о «нерушимости послевоенных границ в Европе» (но каких конкретно?), а подтверждены только западные границы послевоенной Польши и соответственно восточные – ГДР. То есть «по Одеру – Нейсе».
В упомянутых договорах с ФРГ не содержалось обязательства Бонна изменить некоторые статьи Основного закона ФРГ (1949 г.), подтверждающие претензии Германии на всю бывшую Пруссию. По архивным документам, именно из-за этого фактора против тех договоров выступали Китай (где эти договоры именовали «провоцированием реваншизма»), Румыния, Албания, но их предостережения были проигнорированы.
В угоду стремлению во что бы то ни стало «замириться» с ФРГ и привлечь западногерманские капиталовложения и технологии в советскую экономику, в том числе трубы для экспортных нефте- и газопроводов, тогдашнее советское руководство вольно или невольно заложило «бомбу бессрочного действия» для целостности СССР/России (а заодно и Польши с Литвой). А признание СССР в 1956 году претензий Японии на Южные Курилы и нынешние переговоры по этой проблеме не могут не стимулировать реанимацию «прусских» претензий в Германии.
В декабре 2004 года фракция ХДС в бундестаге, поддержанная ХСС, обратилась к правительству с запросом о перспективах Кенигсбергской области (именно так была названа в запросе Калининградская область). Причем запрос была подписан... нынешним канцлером Ангелой Меркель. В документе предлагается создать под опекой Евросоюза «литовско-российско-польский еврорегион» в рамках всей бывшей Восточной Пруссии и назвать эту территорию «историческим именем – Пруссия»!
Официального ответа на этот запрос до сих пор нет. Но сам факт столь четких предложений, причем апеллирующих к решающей роли ЕС в этом вопросе, показывает, что именно «евроразвитие» Калининградского региона и соседних с ним территорий – под совместным протекторатом ЕС и Германии – главная задача «общепрусской» германской политики. И, похоже, именно в «Прусском еврорегионе» будут реализованы статьи Основного закона Германии о постоянном наличии германской собственности в Пруссии.
Хотя официальные деятели Германии заявляют, в том числе в Калининграде, что она не претендует на бывшие германские регионы и не поощряет репатриацию германских немцев в Калининградскую область и другие экс-прусские территории, налицо политико-юридическая база для германских притязаний на всю бывшую Пруссию.
Что вряд ли целесообразно «не замечать»...
Прусский реванш
В Германии продолжают называть Калининград Кенигсбергом60 лет назад, 27 мая 1948 года, правительство СССР распорядилось ускорить переселение восточнопрусских, в том числе калининградских (кенигсбергских), немцев в ГДР и советскую зону оккупации в Австрии. Последний поезд с ними был отправлен из Калининграда в начале октября того же года. Однако в Германии и Евросоюзе сейчас подготовлена политико-юридическая почва если не для возвращения германской стороне Калининградской области, то, во всяком случае, для ее отторжения от России.