Контроль за интернетом приобретает глобальные черты

Прозрачная сеть

В сфере взаимоотношений виртуального мира и реальной жизни случилось знаковое событие. На прошлой неделе в ходе встречи в Елисейском дворце Парижа представители Facebook, Twitter, Google, Youtube, Amazon, Microsoft, Qwant, Dailymotion и других интернет-концернов обязались принять меры для борьбы с пропагандой экстремизма в сети. Момент для этого был выбран символичный — ровно через два месяца после трагедии в Крайстчерче.


Эта трагедия — массовая стрельба в мечетях новозеландского Крайстчерча, унесшая жизни 51 человека, произошла 15 марта. 28-летний австралиец Брентон Харрисон Таррант, учинивший террористическую атаку, перед этим опубликовал манифест с националистическими антииммигрантскими и антимусульманскими идеями. Само же нападение он транслировал в интернете на свою страницу в Facebook с помощью надетой на голову видеокамеры.

Новую Зеландию, которую часто называют одной из самых безопасных стран мира, эта трагедия повергла в шок. Оказалось, что в последние годы в стране растет ультраправый экстремизм. И в немалой степени его распространению способствует всемирная паутина. Именно поэтому два месяца спустя интернет-концерны договорились в Париже «принять прозрачные и целенаправленные меры, чтобы предотвратить загрузку террористического и призывающего к насилию экстремистского контента». План действий по борьбе с экстремизмом в сети поддержали 17 государств, в том числе Германия, Франция, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Индия и Япония. В опубликованном по итогам встречи в Елисейском дворце коммюнике стороны призывают, в частности, разработать инструменты для того, чтобы предотвратить загрузку террористического контента, повысить транспарентность при обнаружении и удалении контента и углубить сотрудничество в решении этой проблемы с правоохранительными органами.

Незадолго до встречи в Елисейском дворце компания Facebook объявила об ужесточении правил ведения прямых трансляций. Пользователи, распространяющие экстремистский контент, будут отключаться от функции Livestream. А еще раньше, в середине апреля, Европарламент принял решение штрафовать Facebook, Twitter и Google за несвоевременное удаление экстремистского контента. Причем размер штрафа — до 4 процентов от годового оборота компании.

Конечно же, саму по себе проблему терроризма или экстремизма эти меры не решат. Но ограничить его распространение смогут. Наша страна в этом отношении не ждала какого-либо трагического повода, а всегда стремилась сработать на опережение. Ведь любую болезнь, и социальную в том числе, гораздо проще предотвратить. Принята Концепция информационной безопасности, в соответствии с ней парламентарии на идущей сейчас весенней сессии рассмотрят законопроект об усилении борьбы с пропагандой нацизма и экстремизма, сообщил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко:

— Его значимость обусловлена тем, что методы различных деструктивных сил с каждым днем становятся все более изощренными. Мы должны научиться четко распознавать все эти угрозы и жестко работать на упреждение.

Природу таких угроз и новейшие способы предотвращения радикализации общества плотно изучила эксперт венгерского Института стратегического диалога, куратор проекта противодействия терроризму и экстремизму в сети Facebook на территории Европы, Средней Азии и Африки Эрин Мари Солтмен. Ее вывод неутешителен:

— Не всегда в насильственные экстремистские группировки вступают социопаты и жесткие по своей природе люди, у которых были проблемы в детстве. Среди участников этих группировок — всевозможные типажи, мужчины и женщины разных возрастов, имеющие разное образование, социальный и семейный статус. Процесс вступления в радикальные группировки не имеет четкой схемы.

Подталкивающие факторы при этом — направленная деятельность экстремистских организаций, которые предлагают что-то позитивное и вселяющее уверенность: чувство братства, сопричастности, обретения силы и духа приключений. Экстремистские и террористические организации наделяют человека духовной целью построения нового общества. Они упрощают мир до черного и белого. Эксперт подчеркивает:

— Интернет и социальные сети — одно из сильнейших средств современной радикализации людей. В интернете есть возможность использовать различные инструменты воздействия с огромной скоростью и большим охватом аудитории. Например, в случае с ИГИЛ мы можем увидеть не просто фигуру джихадиста в черном, мы можем побывать у него на кухне, посмотреть, что он ел на ужин. Или наблюдать за женщинами, обсуждающими свадьбы, рождение детей. Боевики-террористы напишут вам сообщение на вашем языке, учитывая особенности вашей культуры. Из абстрактных фигур они превратятся в реальных людей и станут вашими товарищами.

Поэтому жесткое модерирование всемирной паутины — мера необходимая, но недостаточная, заключает Эрин Мари Солтмен:

— Аккаунты джихадистов блокируются, но вместо них появляются новые. Еще более ужасная тенденция: экстремисты знакомы с правилами медиасреды. Сначала они ведут общие разговоры на крупных платформах, потом, когда беседа выходит за рамки закона, вербовщики переносят ее на другую платформу с более слабым контролем и большей зашифрованностью, где труднее отследить ее продолжение.

О том, что террористы пытаются активно использовать интернет, создают в своих рядах целые киберподразделения, которые планируют совершать атаки на стратегические объекты, а также дезорганизовывать работу органов власти, говорят многие эксперты. Для ложных сообщений об угрозах совершения терактов боевики используют электронные почтовые сервисы зарубежных стран и IP-телефонию. Прокатившаяся по России волна «телефонного экстремизма» — подтверждение тому. Равно как и участившееся «минирование» торговых центров в нашей стране.

Однако удастся ли предотвратить подобное в будущем — вопрос не простой. Им всерьез озаботились в Германии, где в конце апреля в прессу попал конфиденциальный доклад Федерального ведомства по охране конституции (BfV) о деятельности правых экстремистов в стране. Обмен информацией между ними происходит при помощи мессенджеров или соцсетей, поэтому, подчеркивают аналитики BfV, особенно важно отслеживать их активность в интернете. Бьет тревогу и главный редактор Deutsche Welle Инес Поль:

— До недавних пор терроризм на Западе считали делом рук радикальных исламистов. Исламофобия — опасный феномен, на который мы на Западе должны смотреть так же, как на небольшую, но опасную группу готовых к насилию экстремистов среди мусульман.

Найдет ли подобный призыв отклик в сердцах европейских обывателей? Если нет — нашу страну ждет соседство с новым очагом нестабильности в регионе. И потому предпринимаемые нашим государством меры по защите информационного и виртуального пространства от разрушительного контента актуальны вдвойне.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter