Какие бывают виды соцуслуг и бьют ли цены на них по карману пожилых людей

Прожиточный максимум

Кому в Вороновском территориальном центре жить хорошо

Тенденция пользоваться соцуслугами набирает популярность в Беларуси. Спектр их расширяется с каждым годом, а социальные пункты открываются даже в самых малых деревнях. Доступна ли такая помощь пожилому человеку, если, например, в Вороновском районе средняя пенсия составляет около 450 рублей? Непозволительная это роскошь или сущие копейки, оправдывает ли цена качество? С этими вопросами корреспондент «СГ» отправилась к подопечным Вороновского территориального центра социального обслуживания населения.

Клубы по интересам

В Вороново сразу попадаю, что называется, с корабля на бал: соревнования по скандинавской ходьбе. Все как в большом спорте: азарт, эмоции, поддержка своих. Кроме одного условия: большинству соревнующихся уже за 70, а некоторым и вовсе девятый десяток.

— Физкультура необходима в любом возрасте, — комментирует мое удивление участница соревнований Клавдия Селицкая— Мне уже 84 года, и как будто второе дыхание открылось. Всегда была активной, занималась спортом. Когда вышла на пенсию, соседи подсказали, что занятия по душе можно найти в нашем ТЦСОН. Вот и нашла. Направлений здесь и правда множество: можно просто приходить пообщаться, заниматься спортом, рукоделием и даже компьютер освоить.

Помимо развлекательных объединений в ТЦСОН немало клубов, где пенсионеры учатся жить безопасно, — среди постояльцев немало одиноких, а это группа риска.

— На занятия приходят спасатели, представители газовых служб, медики, милиционеры, энергетики, педагоги, нотариусы, адвокаты, работники банковской сферы, общественных объединений. Поясняют, как защититься в критических ситуациях, не попасться на удочку мошенников, которые идут на любые ухищрения, чтобы обмануть пожилого человека. Мы не только консультируем, но и даем наглядный материал — памятки и методички, — рассказала о ходе занятий заведующая отделением дневного пребывания Мирослава Бобина.

Помимо этого, постояльцы центра осваивают садоводство, учатся готовить, шить, содержать дом в уюте, помогают другим пожилым людям и инвалидам. Каждый записавшийся выбирает сам, какие клубы по интересам будет посещать. Поэтому может проводить тут до четырех часов в день. Для инвалидов такой вид досуга бесплатный, а вот пожилые платят только за кружки по интересам (71 копейку в час). Если человек решает посещать, например, четыре кружка в неделю, а это условно 16 часов в месяц, выходит немного — около 11,5 рубля.

И поговорить важно

Такой вид услуг, скорее, подходит для тех, у кого энергия с годами прибавляется. Но у Леокадии Николаевич другой пример. Раньше она жила в деревне Станулянцы, а когда дети уехали в соседнее государство и справляться с домашними делами стало невмоготу, решила переехать в дом самостоятельного совместного проживания.

— Сначала на зиму приехала, теперь думаю остаться и на лето. Здесь практически как дома: есть кухня, где помогут приготовить, в комнате размещаемся по несколько человек, — мне так даже лучше, есть с кем поговорить, ведь много лет проработала на почте и без общения не могу, — рассказывает Леокадия Яновна.

По словам директора Вороновского ТЦСОН Антонины Эйсмонт, пример женщины не единичный:

— Последние пять лет в отделении круглосуточного пребывания на осень-зиму стопроцентная заполняемость, а это 41 место. Такая же картина и в доме совместного самостоятельного проживания — еще 10 мест. Отделение круглосуточного пребывания отличается от дома самостоятельного проживания тем, что в первом предоставляется помощь людям, которые сами себя обслужить уже не в силах. Здесь 85 процентов от пенсии платят те, кто остался совсем один, и 100 — одиноко проживающие, то есть у кого есть трудоспособные дети. Для них в месяц около 750 рублей. Постояльцы дома самостоятельного проживания платят только за коммунальные услуги и за труд соцработника — это 57 рублей. Продукты каждый покупает себе сам. Но наши сотрудники с радостью помогут сходить в магазин, если нужно.

«Удочерить» бабушку

В 2019-м ТЦСОН Вороновского района решил опробовать новую форму работы — замещающую семью. Говоря простыми словами, абсолютно незнакомые люди могут «усыновить» или «удочерить» пожилого человека. Опекуны получают вознаграждение только при условии, если берут подопечного с инвалидностью первой группы. На это выделяются деньги из районного бюджета — один бюджет прожиточного минимума в месяц. В остальных случаях опекун помогает бесплатно, пожилой человек также ничего не платит. В районе на такой шаг пошли четыре семьи.

Опекун Ирина Пецкелюн рассказывает, что к этому пришли не случайно. Раньше досматривали свекровь, когда ее не стало, решили продолжать доброе дело и взяли Леокадию Князевич. Она инвалид первой группы, потеряла зрение, к тому же дом бабушки совсем обветшал.

— А у нас больше 100 «квадратов», есть отопление, санузел, отдельная комната, — поясняет Ирина. — И семья большая, все могут досмотреть: я с мужем и еще двое сыновей. Бабушка так была рада, даже говорила, что заново родилась в новом доме. Это ли не счастье?

— Еще можно переехать в приемную семью. В этом случае именно социальный работник переселяет к себе подопечного. Тогда доплачиваем ему 0,25 ставки. Бывают еще гостевые семьи: обычные люди или соцработник могут брать пожилого человека на праздники или выходные. Конечно, на добровольных началах. Также есть у нас «дома зимовки»: несколько пожилых людей на зиму собираются и живут в одном доме, что позволяет экономить средства и избежать одиночества. За ними ухаживает социальный работник, — пояснила директор ТЦСОН.

Соцработник как родной человек

Но все же одна из самых популярных услуг — социальный работник. На дому ее получают 783 человека. Например, в Заболотском сельсовете на обслуживании 218 человек — это жители 19 деревень. И на всех всего 27 соцработников. В каждом доме о помощниках отзывались только добрым словом.

Елена Богдан из деревни Детки уже не могла справляться с бытовыми делами: подводят ноги, сильно ухудшилось здоровье. Муж также не поможет — перенес второй инсульт. Обратились за помощью три года назад и получили подарок судьбы в виде соцработника Гелены Куней.

— Если бы не она, я бы даже колбаски не съела, — говорит Елена Богдан. — Помогает в уборке, воды наберет, купит все лекарства и на рынок съездит, чтобы купить нам домашней еды, к которой мы, деревенские, привыкли. Думаю, такого ухода даже от родных не все получают, как мы от соцработника.

— Практически 70 процентов жителей района живут в сельской местности. Стены родного дома лечат, поддерживают, дают возможность чувствовать себя самостоятельным, поэтому соцработник — это самая популярная услуга у нас. Мы же со своей стороны даем качественный уход. Немаловажную роль играют и доступные цены. Например, одинокие нетрудоспособные люди с пенсией ниже 200 процентов прожиточного минимума платят 60 процентов стоимости: в городе за 1 час 50 минут работы — 78 копеек, на селе чуть больше из-за количества обязанностей — 2 часа 40 минут за 1,13 рубля. Остальные оплачивают услугу целиком: в городе — 1,30 рубля, на селе — 1,89. Количество визитов в неделю каждый устанавливает сам. Но если прикинуть стоимость в месяц, то за 8 визитов соцработника одинокий сельчанин заплатит 6,24 рубля, а те, кто платит полностью, — 10,40. Согласитесь, за оказанные услуги это символическая плата, — подытоживает директор Вороновского ТЦСОН Антонина Эйсмонт.

В ТЕМУ

В 2020 году ТЦСОН Вороновского района стал победителем республиканского конкурса на звание «Лучший территориальный центр социального обслуживания населения».

* * *

Тенденцию увеличения популярности социальных услуг можно отследить и по показателю роста замещающих семей. Это нововведение в Гродненской области возникло в 2019-м, и тогда взять под крыло пожилого человека решились лишь 7 семей, а в апреле 2021-го таких уже 47.

krush@sb.by

Коллаж Анны ВЯЖЕВИЧ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter