«Прожить до 150 лет? Да, но только без сомнительных удовольствий...»

ЧЕЛОВЕК генетически предрасположен к долгой жизни. Но при условии, что будет разумно расходовать внутренние резервы организма и избегать негативных воздействий внешней среды, полагает преподаватель Минского медицинского университета, невропатолог, вертебролог и мануальный терапевт Валерий МОЛОСТОВ. Самым благоприятным местом обитания доктор считает деревню. При этом он убежден, что обитатели городов изначально находятся в группе риска по продолжительности жизни. Почему?..

Врач Валерий Молостов – о том, почему сельчане генетически и географически должны иметь более длинный век.

ЧЕЛОВЕК генетически предрасположен к долгой жизни. Но при условии, что будет разумно расходовать внутренние резервы организма и избегать негативных воздействий внешней среды, полагает преподаватель Минского медицинского университета, невропатолог, вертебролог и мануальный терапевт Валерий МОЛОСТОВ. Самым благоприятным местом обитания доктор считает деревню. При этом он убежден, что обитатели городов изначально находятся в группе риска по продолжительности жизни. Почему?..

— Презрительное отношение к собственному здоровью длится в среднем до 30—35 лет, пока человек впервые не сталкивается с хроническими заболеваниями или не попадает в реанимационное отделение. Люди только после 50-ти лет начинают по достоинству ценить здоровый образ жизни. К этому возрасту у человека меняется мировоззрение, он становится мудрее, понимает, что самая главная ценность — его жизнь. А чтобы ее продлить, необходимо отказаться от рискованного поведения. Почти все делают ошибки, которые отрицательно воздействуют на них. Например, занимаясь рискованными видами спорта, многие получают физические травмы, а злоупотребляя алкоголем и сигаретами, химически отравляют организм. И это не говоря о стрессах, от которых, кстати, в большей степени страдают горожане. Травмы, отравления и стрессы — главные факторы, которые укорачивают жизнь людей часто в два, а иногда и в три раза! А ведь ученые подсчитали, что если человек будет избегать воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, то он генетически предрасположен прожить 150—200 лет!

— Как  думаете, многие захотят отказаться от удовольствий для продления жизни?

—  Мудрый человек не станет рисковать своей жизнью ради сомнительного удовольствия. Ведь если это делать бесчисленное количество раз, то рано или поздно обязательно возникнет ситуация, которая приведет к инвалидности или к гибели. Из-за чего, к примеру, гибнут парашютисты, альпинисты, охотники? Из-за своей глупости! Травматичным видом спорта для 13 процентов молодых мужчин считается бокс, а для 16-ти — тяжелая атлетика. Случаи смертельного травматизма не редкость у сноубордистов. У штангистов после 5—10 лет усиленных занятий часто возникают хронические боли в позвоночнике. Не логичнее ли отказаться от подобных видов спорта? Жизнь ведь дороже.

— Но, как говорят, спорт — это жизнь! А вы призываете от него отказаться…

— Жизнь — это постоянное движение. Человек — и пенсионеры, и молодежь — должен регулярно, непрерывно укреплять здоровье. Значит — двигаться. (Не путать с профессиональным спортом.) Геронтологи, к примеру, давно доказали, что человек, постоянно занимающийся умеренным физическим трудом, дольше живет по сравнению с тем, кто этого не делает или отдает предпочтение умственным нагрузкам. Подтверждение тому — разница в продолжительности жизни сельских и городских жителей. Сельчане живут дольше, меньше страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, занимающих сегодня во всем мире первое место по уровню смертности.

— Валерий Дмитриевич, помимо движения, что еще укрепляет здоровье?

— Длительные физические нагрузки. Вот яркий пример. Среди основных причин, приводящих к сердечно-сосудистым заболеваниям, — склероз крупных сосудов и капилляров. Из-за утолщения их стенки в 2—5 раз и оседания на внутреннюю поверхность сосудов веществ типа холестерина и протромбина, сцементированных шлаками и недоокисленными органическими молекулами. Сосуды становятся хрупкими и при наличии высокого давления легко разрываются. Поэтому человеку нужно систематически, ежедневно «чистить» организм от шлаков. Выражаясь научным языком, «очищение организма» — это расщепление химическим способом, присоединение к молекуле органических шлаков кислорода. Самый физиологический метод «очищения организма» — это длительная физическая нагрузка, при которой из печени выделяется большое количество полезных веществ (витаминов, микроэлементов, гамма-глобулинов, альбуминов), которые в ней накапливаются после каждого приема пищи и какое-то время находятся в законсервированном, неактивном состоянии. В организме в результате возникает дисгармония: в печени наблюдается чрезмерный избыток витаминов и микроэлементов, при этом другие ткани испытывают голод и дефицит этих веществ. Только при сильной физической нагрузке (до пота) из печени в русло крови выделяется около 1 литра плазмы вместе с витаминами и микроэлементами. Из селезенки при физической нагрузке выделяются эритроциты, из костного мозга — лейкоциты. Полезные вещества разносятся кровью по всему организму, «орошая» и питая все клетки. Таким образом, благодаря сильным физическим нагрузкам происходит насыщение всех клеток организма жизненно необходимыми, полезными веществами.

К 40 годам у людей, которые только сидят, ходят и едят, начинаются необратимые процессы старения. Если человек так и живет, нередко умирает в возрасте 50 лет от инфаркта или инсульта. А если займется спортивными упражнениями, то продлит себе жизнь.

— Почему сельская местность полезнее для здоровья, не считая естественных физических нагрузок?

— В глубинке меньше стрессов. Последние исследования психиатров показывают, что среди сельчан психических болезней и неврозов в 3 раза меньше, чем среди горожан. Как доказывают исследования вирусологов, на селе люди опять же в 4 раза реже болеют вирусными заболеваниями: ОРВ, гриппом, герпесом, вирусным гепатитом и так далее. В деревне атмосферный воздух интенсивнее насыщен кислородом: его на 1—2 процента больше, чем в городе. А углекислого газа, наоборот, меньше: на 0,02 процента (в городе около 0,07 процента). Чем выше в тканях организма концентрация кислорода, тем больше ядов «сжигается» до уровня конечных продуктов окисления — углекислого газа и воды, тем лучше самочувствие человека.

У сельчан ниже — в 2—3 раза, чем в городах, — риск заболеть онкологическим заболеванием. Ведь в городе человек вдыхает с воздухом и съедает с пищей в 20 раз больше канцерогенов, чем в деревне. В жаркие летние дни в городскую атмосферу поднимаются испарения от асфальта и окрашенных бетонных домов. В городе в тысячи раз больше автомобилей (с расчетом на 1 квадратный километр площади), чем в деревне. Автотранспорт на бензиновом топливе вместе с выхлопными газами выделяет в атмосферу 36 видов вредных газов — канцерогенов, а автомобили на дизельном топливе с выхлопными газами — 120 «канцерогенных газов». Пища в деревенской местности содержит в 5 раз меньше опасных веществ, чем городская. Горожане потребляют в 6 раз чаще копчености (рыба, мясо), кондитерские изделия из муки, нежели жители сельских районов. Особенно большое количество пережаренных (в подсолнечном масле) продуктов питания предлагают организации быстрого питания. В сельской же местности люди в основном едят вареную, засоленную и сырую пищу: супы, борщи, картошку, каши, квашеную капусту, соленые огурцы, грибы, сырые овощи и фрукты.

Сельчане меньше, чем горожане, облучаются радиоактивными лучами, из-за этого у них ниже вероятность заболеть онкологическим заболеванием в 4—10 раз. Более того, радиоактивный фон окружающей среды в городе в 3—10 раз выше, чем на периферии. Городские дома строятся из бетона и кирпича, а бетон имеет радиоактивный фон (цифры среднеарифметические для разных марок цемента) 250 млрад/год, кирпич — 50 млрад/год. Деревенские дома строятся из бревен различных сортов деревьев, радиоактивный фон которых не превышает 7 млрад/год. То есть понятно, что в деревне человек (находясь в помещении) облучается в десятки раз слабее. Луга и поля имеют радиоактивный фон всего в 9 млрад/год, то есть в 10 раз меньший, чем асфальтные дороги в городе.

Ну что, я вас убедил, что жить все-таки лучше в деревне?..

— Отчасти. Спасибо за интересную беседу, Валерий Дмитриевич.

Елена КОВАЛЕВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter