О рекламе на зданиях, эстетике и уважении к окружающим

Пройти, не поднимая глаз

Маленькая племянница моей подруги очень не любила есть кашу. И пыталась избежать этой повинности всеми возможными способами. Убегала, пряталась, не открывала рот. Однажды, когда сил сопротивляться у девочки, видимо, не осталось, она покорно дала накормить себя ненавистным блюдом. На радостях, что дочь наконец охотно съела кашу, мать испустила вздох радости: «Ну как каша, понравилась?» Девочка успела лишь открыть рот. Наверное, хотела порадовать маму своим «да». Но организм повел себя предательски. Тогда мама вытерла стол и для себя решила: перекармливать ребенка больше не будет.


Увы, рекламодателей такая реакция на их продукцию остановит едва ли. Ведь наше мнение по этому поводу их волнует в очень малой степени. И это обидно. 

Чуть больше полугода назад на соседней с брестским корпунктом «СБ» улице реконструировали здание. Ничего особенного в нем нет: типовая угловая сталинка. Ремонт ее не особо преобразил — посредственное здание исправит только снос. Но на улице, нужно признаться, стало веселее. Все же стены из серых превратились в приятные бежевые. А удручающе черневший шифер заменили на кофейного оттенка металлочерепицу. Словом, квартал у автовокзала преобразился. 

Но музыка, как говорится, играла недолго. Офисы и магазины в обновленном здании стали расходиться как горячие пирожки в базарный день. Ксерокопия, курсы иностранных языков, игрушки, трикотаж, турагентство, страховая компания, фото на документы, ремонт одежды, машинописное бюро, адвокаты... Словно в волшебной шкатулке, на трех этажах компактно упаковался целый городок всевозможных услуг. И все бы ничего, если бы эта феерия однажды не выплеснулась на пустовавший до поры до времени фасад здания. 

Все началось с небольшой выносной вывески у входа. За первой появилась вторая. Следом — третья, четвертая... Хозяева других офисов задумались: а не сделать ли и нам рекламу на улице? Подумали — и сделали. Но решили не мелочиться, а сразу заказали световые короба на фасад. Повесили первый короб. За ним по стене пополз второй, третий и так далее по порядку. Чуть позже на уровне второго этажа прикрутили огромную фигурную вывеску. Потом здесь появились растяжки на веревочках. Половина окон в итоге оказалась завешена простыми листами А4. Ну а напоследок арендаторы решили добить фасад бегущей строкой с красными буквами на черном фоне. Вот теперь красота, наверняка подумали они, и успокоились. 

Итог: брестский дом, угодивший под раздачу, теперь выглядит как стихийно возникшая лавочка в курортном поселке. Увы, в городе он такой не один. 

Да и в общественном транспорте внимание горожан находится под постоянным рекламным обстрелом. И это отнюдь не фигура речи. Пока доезжаю до корпункта, против моей воли в уши вливается больше десятка аудиороликов. Я снова умолчу об их художественной ценности. Меня больше волнует, что крутятся они один за другим, а уровень громкости из динамиков куда выше того, как объявляют остановки. Даже наушники не могут спасти от истеричных женских воплей, призывающих перетягивать мебель, бежать за обувью, ставить окна, брать деньги в долг, покупать путевку в Турцию или ювелирные изделия по не-ре-аль-но низким ценам. Сиди и слушай! Иного варианта пассажиру просто не оставили. 

Самое печальное в обеих ситуациях то, что рекламщики и транспортники действуют в правовом поле. Как реклама на фасадах, так и аудиоролики в общественном транспорте разрешены законом «О рекламе». При этом громкость и периодичность никак не оговариваются указанным документом. Понятно, что таким образом предприниматели просто стараются привлечь к себе внимание, а «Гортранс» — хоть как-то заработать. 

Но о чем все как-то позабыли, так это о здравом смысле. Странно, что арендаторам отдельно взятого здания не пришло в голову разработать совместный проект рекламных вывесок, которые дополняли бы друг друга и смотрелись гармонично, а не уродовали фасад. Странно, что транспортники пытаются окупить городские линии тем, что, скорее, отбивает желание ими пользоваться.

Кто-то скажет: дело вкуса. А я скажу так: дело заботы о человеке. Прежде чем прибивать очередную растяжку на фасад, подумай: сделал бы ты то же у себя дома? Прежде чем запускать новый аудиоролик в местах массового скопления людей, прикинь: хотел бы ты с утра пораньше услышать соблазнительное предложение о покупке надгробия со скидкой?

Маленькая девочка весьма наглядно продемонстрировала свое неприятие императива чужой воли и вкуса. Интересно, как нужно реагировать нам, горожанам, пассажирам, чтобы быть услышанными? Чтобы быть замеченными?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter