Знали ли вы, что в Беларуси есть своя Красная площадь, прямо как московская?

Пройду по Чернышевского, сверну на Айвазовского

В КОМАНДИРОВКАХ удивляешься силе проникновения истории в культуру и память народа. Вот знали ли вы, что в Беларуси есть своя Красная площадь, прямо как московская? А расположилась она в тихой провинциальной Ветке, где ритм жизни в сто раз медленнее столичного. Почему так необычно названа улица? Как выяснилось, в Ветку несколько веков назад из Златоглавой переселились староверы, которые и начали называть в небольшом местечке все на свой манер. Красноречивый пример. Почему? В нашей культуре, в народном самосознании прошлое ценят как дорогую реликвию, где переплетены судьбы людей и целые эпохи. Не напоминать об этом невозможно, потому что каждый из культурных слоев, говоря языком археологов, не только обозначает пласты истории, но и моделирует будущее.

Бюст Тадеуша КОСТЮШКО
в деревне Меречевщина Ивацевичского района

Вот к слову. Если посчитать все улицы Мстиславля, которые носят имена известных российских писателей и поэтов, то наберется целый литературный город. Есть здесь улицы Максима Горького, Александра Герцена, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Николая Чернышевского, переулки Сергея Есенина, Ивана Крылова, Александра Пушкина. Каких-либо свидетельств о связи литераторов с городом Могилевщины нет. Возможно, названия эти появились во время так называемой «русской волны», когда улицы многих областных городов и райцентров получали имена литературных классиков. 

Едва ли не в каждом районном городе можно найти увековечение знаменитых имен. Так, например, в Лиде есть улица русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, на карте Несвижа — живописца Виктора Васнецова. Именем Александра Пушкина названы улицы Клецка, Березы, Гомеля и многих других городов. В топонимику Гродно вписаны фамилии известных музыкантов и художников — Станислава Монюшко и Михаила Клеофаса Огинского. А в Могилеве можно прогуляться по переулкам композиторов — Шуберта, Шопена, Моцарта и Бетховена.

Богата на известные имена и Брестчина. Так, в Ивановском районе есть деревня Достоево. Доподлинно установлено, что именно из этого населенного пункта идут корни родословной писателя Федора Михайловича Достоевского. В начале 60-х годов прошлого века немногие верили, что разрушенная усадьба имеет какую-то связь с Достоевскими. Но, связавшись с внуком писателя Андреем Федоровичем, энтузиасты и местные краеведы получили от него письмо, в котором сообщалось, что имение в полесской глубинке точно принадлежало известному роду. А когда в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Леонида Гроссмана с подробным рассказом о начале известного рода в белорусской деревеньке Достоево, сомнения отпали окончательно.

Памятник Адаму МИЦКЕВИЧУ
в Новогрудке.
Фото Ларисы ЖИЛУДЬКО

Сейчас в Достоевской средней школе создан и принимает гостей со всего света музей гениального писателя. Судя по собранным свидетельствам, усадьба была небогатой. Она представляла собой обычный двор помещика средней руки. Ее территорию по периметру окружал частокол, вплотную к которому подступал обводной канал. К въездной браме, сложенной из камня, примыкала галерея для прогулок. 

А как же представить Новогрудок без Адама Мицкевича? Памяти поэта здесь посвящены памятник и музей. К слову, упоминания о Мицкевиче вы найдете в городах Польши, Литвы, России, Украины, Германии, даже Турции, Франции, Италии, Грузии. Но ведь корни поэта именно у нас — 24 декабря 1798 года в фольварке Заосье Новогрудского повета (ныне Барановичский район) и родился будущий поэт. Первоначальное образование юный Адам получил в Новогрудской доминиканской школе. К тому времени его отец, успешный адвокат, построил для своей семьи в Новогрудке каменный дом. От него до монастыря доминиканцев, в котором располагалась школа, было рукой подать. В свободное же от учебы время излюбленным местом Мицкевича, его школьных товарищей и братьев была гора Миндовга. 

Далеко за пределами нашей страны известен и Тадеуш Костюшко. В мире более 200 посвященных ему памятников. Его имя носят высшая точка Австралийского континента и город в США. Знаменитый режиссер Квентин Тарантино подумывал снять о нем фильм.


КОММЕНТАРИЙ

Вячеслав ДАНИЛОВИЧ, директор Института истории Национальной академии наук, кандидат исторических наук, доцент:

— История Беларуси тесно связана с историей Европы и всего мира. Обусловлено это геополитическим положением: между Западом и Востоком, Севером и Югом на перекрестке торговых путей, на перекрестке, где многократно прокатывались войны, которые проходили в Европе. На разных исторических этапах земли современной Беларуси входили в различные исторические государственные образования — Киевскую Русь, Полоцкое и Туровское княжества, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитую, Российскую империю. Все это в той или иной степени — исторические формы проявления белорусской государственности, существовавшие на нашей территории. Поэтому политические и культурные деятели тех периодов неминуемо попадали в контекст развития нашей истории. И, соответственно, вносили свой вклад в развитие и нашего народа, и стран-соседок, и даже земель заокеанских. Мы должны помнить о тех, кого родила белорусская земля, как и о том, что конкретно сделал для Беларуси тот или иной человек, который, может, и не родился здесь — но делами прославил наше Отечество.

И пускай народная память сохранит это наследие в музеях, памятниках, названиях улиц. Мы должны смотреть на исторические личности и персоналии с точки зрения белорусского народа. К примеру, сейчас в Могилеве идет речь о создании памятника Александру Домбовецкому, генерал-губернатору, который многое в свое время сделал для Могилева. Или, к примеру, Сымон Будный, который, по одной из версий, родился в Польше. Но мы же его чтим как человека, который прославился в национальном книгопечатании.

Если мы не будем гордиться прошлым своего народа, это ослабит нас. Особенно об этом стоит помнить в условиях современной информационной войны, когда некоторые деятели идут на все, чтобы фальсифицировать историю (то есть преднамеренно исказить исторические факты) и попытаться сформировать комплекс национального уничижения. Не дай Бог, если мы это допустим! Естественно, трактовки исторических фактов могут различаться. К примеру, Люблинскую унию, с позиции поляков, можно рассматривать как расширение их влияния на территорию ВКЛ, включавшего Беларусь и часть современной Украины, как укрепление польского государства. С позиции же нашей, мы говорим о том, что эта уния фактически положила начало процессу полонизации белорусских земель. Искажать же исторические факты недопустимо, они должны оставаться историческими фактами. 

Для любого государства, которое хочет иметь будущее, особенно важно воспитывать молодое поколение в духе гордости за историческое прошлое своей страны, своих предков. Из прошлого в настоящее надо брать лучшее и на этом фундаменте созидать будущее. Нам, белорусам, есть чем гордиться! Важно, чтобы у нашего государства и народа был собственный взгляд на свою историю, но объективный, без искажений и фальсификаций в угоду чьим-либо интересам.

uskova@sb.by

bizuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter