Дистанционное управление системами, высокая проходимость, защита боевого расчета: пожарный комплекс на гусеничном ходу справится с огнем там, где опасно находиться человеку

Пройдет огонь и воду

Тушить пожары в зоне радиоактивного загрязнения сложно. Территория Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, где много лет не ступала нога человека, превратилась в труднопроходимые заросли, и в случае возникновения там пожара обычной технике сложно до него добраться. Для борьбы с возгораниями на территориях с высоким уровнем радиоактивного загрязнения по Программе совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастофы на Чернобыльской АЭС, под контролем Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС МЧС разрабатывается опытный образец специализированного маневренного высокопроходимого пожарного комплекса. «Р» познакомилась с уникальной машиной, узнала о ее особенностях и преимуществах.

Оазис чистого воздуха

Производственный цех предприятия, где создают пожарную специализированную технику, заполнен бело-сине-красными машинами разной комплектации. Среди МАЗов и КАМАЗов издалека можно заметить острый, высоко поднятый нос специализированного пожарного комплекса. Его размеры впечатляют: длина 11 метров, высота немногим менее четырех, а ширина в рабочем состоянии, с пневмотраками, превышает 4 метра.

Машина отправится на испытания уже в начале следующего года.

— Надстройка противопожарного комплекса монтируется на транспортной базе ТТМ-6901, — начинает экскурсию Павел Ковалев, главный конструктор конструкторского отдела ООО «Пожснаб». — На передней части шасси установлена кабина, где находится пульт, который позволит управлять всеми системами, не покидая ее. Возможность ручного тушения тоже предусмотрена, но оно будет применяться только в местности, где радиационный фон не превышает норму. Дополнительный модуль для членов боевого расчета находится в центральной части комплекса. Кабина и дополнительный модуль оснащены фильтровентиляционной установкой, которая нагнетает очищенный воздух с избыточным давлением. Благодаря этому загрязненный воздух не сможет проникнуть к бойцам. Выполнены они из стеклопластика с утеплением из изотермических панелей. Это очень удобный материал, который не поддается ржавчине, коррозии, устойчив ко всем типам пенообразователей и обеспечивает необходимый уровень теплоизоляции.

Передняя часть комплекса будет оборудована отвалом в клиновидном исполнении с гидравлическим приводом. Этот мощный металлический нос без труда справится с любыми зарослями. Позади комплекса крепится плуг для создания минерализованных противопожарных полос, которые преградят путь огню. Разумеется, им тоже можно управлять, не выходя из кабины.

Отсек, расположенный между двумя кабинами, предусмотрен для пожарно-технического вооружения и пожарных рукавов первой помощи.

— Если дозиметры покажут, что нет высокого уровня радиации, то можно будет воспользоваться кранами для ручной подачи воды, — объясняет Сергей Ефимчик, инженер-конструктор. Бойцы могут выйти из кабины, прикрепить себя ремнями к кузову и при относительно небольшой скорости тушить пожар на ходу. В этом же отсеке расположены люки для обслуживания двигателя, который находится под кабиной.

Гордость конструкторов

За модулем боевого расчета установят насосную станцию, за ней — цистерну объемом 3,5 тонны.

— Эта насосная станция — наша гордость! — Павел Викторович ласково похлопывает по трубе агрегат. — На общей станине расположены двигатель внутреннего сгорания, редуктор-мультипликатор, который увеличивает обороты до необходимых для пожарного насоса, и сам центробежный пожарный насос. Раньше мы закупали этот узел в Европе или Америке, а сейчас внедрили собственную разработку. Здесь использован двигатель белорусского производства «МАЗ-Вейчай», в составе станции применен пожарный насос производительностью 40 литров в секунду.

Топливные баки общие для шасси и насосной станции, так что отсутствует необходимость отдельной заправки. С учетом габаритов и массы в 24 тонны аппетит у пожарного комплекса немаленький, но два топливных бака объемом по 350 литров смогут его удовлетворить.

— Необходимо обеспечить возможность тушения пожара, а потом возвращение на базу своим ходом, — напоминает Сергей Ефимчик. — Комплекс может развить скорость до 40 километров в час, однако для безопасности экипажа она ограничена до 18—20 километров в час.

Представители Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС МЧС контролируют ход работ.

Разработчики утверждают, что машина на гусеничном ходу пройдет буквально везде. Да что там, при необходимости даже поплывет: этому способствуют лодочная конструкция кузова и резиновые траки. Правда, при полной загрузке уходить в заплыв все же не рекомендуется, а вот при половинной — вполне.

Стеклопластиковая цистерна и водопенные коммуникации, лафетный ствол и напорные рукава защищены металлическим корпусом. На вид бочка невелика, да и 3,5 тонны воды, кажется, немного…

— Немного для ликвидации пожара в черте города, — поправляет инженер-конструктор. — Основное при тушении лесного пожара — время прибытия. В первые полчаса тушат сто «квадратов», через час — километры, через два часа — гектары. Основная задача этого комплекса — своевременно потушить низовой пожар путем опашки участка и расчистки труднодоступных мест до полной его локализации. При недостатке воды предусмотрена возможность заправки из стороннего источника.

Заезжать в эпицентр пожара машине не рекомендуется. Однако если все же так получилось, не беда: для защиты экипажа на ней установлена целая система тушения. Нижний контур при проезде через горящие участки станет орошать гусеницы, а верхний — кабину и надстройку.

Не терпится увидеть пожарный комплекс в деле, но с этим придется подождать:

— Сейчас собирается гидравлика, происходит ее разводка внутри кузова для управления, — рассказывает Павел Ковалев. — Затем установим всю надстройку. Убедившись в том, что все эргономично, находится на своих местах, демонтируем ее и отправим в покрасочную камеру. Затем установим насосную станцию, соберем водопенные коммуникации, навесное оборудование, установим пожарно-техническое вооружение, и только после этого машина отправится на заводские испытания. Затем пройдут полевые испытания, а в конце 2022-го пожарный комплекс займет свое место в боевом расчете.

— Комплекс позволит выполнять сложнейшие работы по ликвидации пожаров в труднодоступных местах на территории с высокими уровнями радиоактивного загрязнения. в том числе на болотах, торфяниках. При этом количество спасателей, участвующих в пожаротушении, минимизировано, приняты меры для защиты их от воздействия высоких доз радиоактивного облучения, — подытоживает Сергей Шпарло, начальник Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter