Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как составляют списки литературы на лето и почему у каждого класса он свой?

Пройдемся по списку

Как составляют списки литературы на лето и почему у каждого класса он свой? Об этом поговорили с учителем начальных классов Станьковской средней школы имени Марата Казея Еленой Пузан и учителем русского языка и литературы Сновской средней школы Инной Винник.


В новом учебном году Елена Пузан будет работать с второклассниками. На лето учитель задала ученикам прочитать более десятка книг:

– Составляя список литературы на лето, открыла учебную программу для второго класса и смотрела, какие произведения предназначены для внеклассного чтения. В основном это народные сказки, а также произведения Агнии Барто, Самуила Маршака и других авторов. Плюс попросила учеников читать на каникулах детские энциклопедии, стихи белорусских поэтов. Если вижу, что ребенку интересна природа, советую открыть произведения Виталия Бианки. 

Также педагог рекомендует ученикам вести читательские дневники, в которых надо прописывать название и автора произведения, главных действующих героев, краткое изложение текста:

– К такому методу стоит при­учать ребят со второго класса и старше. Для первоклассников это задание окажется сложным.


Как обстоят дела в средней и старшей школе? Инна Винник рассказывает, что списки литературы на лето делит на три условных блока:


– Во-первых, включаю крупные программные произведения, знакомство с которыми облегчит подготовку к уроку в учебное время. Восьмиклассникам, например, в этом году советовала «Недоросль» Дениса Фонвизина, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Евгения Онегина» Александра Пушкина, «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова, «Шинель» Николая Гоголя и другие. Второй блок – произведения из списка для дополнительного чтения. Ежегодно он составляется исходя из особенностей класса. Будущим девятиклассникам рекомендовала прочитать «Маленькие трагедии», «Бориса Годунова» и «Пиковую даму» Александра Пушкина, «Бедных людей» Федора Достоевского. В третий блок добавляю произведения для души. В него вношу то, что заинтересовало учащихся на год старше. Эти книги достаточно разнятся временем написания и тематикой, например, «Чудо» Ракель Паласио, «Виноваты звезды» Джона Грина, «Современники» Корнея Чуковского, поэзия Серебряного века. 

Летом учитель также отправила ученикам ссылку на сайт, где размещены подборки книг, которые стали бестселлерами в разные годы. А наиболее мотивированным ребятам посоветовала научно-познавательные книги о русском языке Нормана, Успенского, Плунгяна, Кронгауза и других авторов. Но есть и произведения из школьной программы, которые Инна Винник сознательно не говорит школьникам читать заранее:

– Рассчитываю организовать их изучение по технологии развития критического мышления или по технологии педагогических мастерских. Хочу, чтобы инсайт случился прямо на уроке – и ребята сами стали участниками и свидетелями маленьких открытий.

В ТЕМУ

Ученики Сновской средней школы создают буктрейлеры, с которыми участвуют в творческих конкурсах. Это лето у старшеклассников проходит под знаком Михаила Булгакова. Ребята вместе с педагогами поставили спектакль «Что, если бы на земле исчезли тени?» по роману «Мастер и Маргарита» и в июне вышли в финал Международного фестиваля русского языка в Москве. Сейчас школьники готовят еще одну постановку. Чтобы погрузиться в содержание, юные актеры читают не только сами произведения, но и воспоминания современников, смотрят видеоролики с декламацией актеров и фильмы по книгам.


ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ


Ангелина Крыльчук, магистрантка БНТУ, Минск:

– Помню, как родители и учителя заставляли летом читать, а мы, конечно же, хотели съездить с ребятами на озеро, покататься на велосипедах или просто погулять. Но моя мама очень любила книги. Она садила меня рядом и давала произведение, которое нужно осилить. Из того огромного списка, составленного учителем на лето, прочитывала где-то треть. А потом во время учебного года радовалась, что уже знакома, например, с романом из школьной программы, и мне не приходилось сидеть с томом весь вечер или выходные. Так что плюсы в чтении на каникулах, несомненно, есть.

mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter