
Плот среди кораблей
Неудивительно. Сосчитать все фотостудии в Минске почти так же сложно, как и фирмы, производящие окна ПВХ. И среди них пара-тройка титанов, которые в свое время на рынок ворвались агрессивно, со стратегией «поглотить все и вся». Соответственно, и порог вхождения в эту сферу для новичков высокий. Предприниматель Владислав Шиманский конкуренцию видел и осознавал. К слову, его фотостудии всего два месяца.Идея ее открыть хоть и возникла спонтанно, но решение принималось не без существенной доли рационализма. Владислав вспоминает, как в ноябре начал искать студию для новогодней фотосессии с женой и двумя детьми. Из множества вариантов не приглянулся ни один. Здесь стоит уточнить — Владислав долгое время владеет строительной фирмой. Фактор этот стал определяющим: ловко проработать интерьер залов, сэкономить на ремонте и материалах. Так по принципу 1+1 родилась фотостудия со своей изюминкой недалеко от центра города.
Владислав начал искать помещение, учитывая риски: во-первых, важен был недорогой квадратный метр. Во-вторых, соответствие опорным требованиям: большое пространство, что на руку удобству и свободе фантазий, наличие панорамных окон, обеспечивающих естественное освещение. Приглянулось помещение с государственной арендой. Не менее порадовала глаз цена за метр квадратный — до четырех рублей. Но за первый месяц аренды Владислав заплатил в три раза больше. В счет добавились коммунальные платежи и техническое обслуживание.
— Сейчас понимаю, что за эти же деньги можно было найти помещение с лучшими условиями. Здесь пришлось делать не косметический ремонт, а капитальный: менять прогнившие полы, полностью заменять остекление, которое до этого было в аварийном состоянии, — рассказывает Владислав.
Ремонт сделали за рекордные две недели. Если бы не опыт в сфере строительства, то времени понадобилось бы больше — от 45 дней.
На интерес и цвет
Вообще, самый практичный и дешевый вариант — сделать фотостудию в стиле лофт. Но такие подходят больше для съемки портфолио. Предприниматель же выбрал семейный формат — один из самых популярных на данный момент. Средний возраст клиентов — 27—35 лет. И фотосессии не только составом мама, папа и ребенок, но и с сестрами, братьями, бабушками и дедушками. Приходят сразу несколькими поколениями.
И чтобы фото не были сродни тем самым неулыбчивым черно-белым, к фотостудии прибавился статус интерьерной, с различными тематическими зонами. Например, в стиле русской избы — фон с бревенчатыми стенами, маленькое окошко, печка, стол с орнаментной скатертью, самовар и др. По наблюдениям Владислава, старшему поколению эта локация понравилась. Совсем недавно приходила женщина в возрасте, принесла даже свои пряники в качестве атрибута для съемки.
А если позиционируешь студию как интерьерную, автоматически добавляешь рамки сезонности: обновлять детали нужно, учитывая праздники или пору года. К примеру, на смену новогодней тематике сейчас пришел День влюбленных — на месте елки теперь алые сердечки. К весне тоже надо «переодеваться» и освежать помещение цветами.
70—80 процентов стартового капитала ушло именно на строительный процесс и создание интерьера. Диваны и стеллажи изготавливались на заказ, даже чехлы для подушек отшивали индивидуально.
Интерьер первого зала Владислав продумывал в ходе ремонтных работ не без помощи жены и сестры. Он подходит для семейных, детских фото, съемок «в ожидании чуда». Здесь широкие подоконники, подвесные качели, полутораметровые часы и т.д. Второй зал полностью отдали под фантазию дизайнера. Он получился более универсальным в использовании — можно вести съемки и торжественные, и семейные, и love story, и даже fashion.
— Со специализированным оборудованием при первой покупке я ошибся в силу того, что изначально не проконсультировался с фотографами и другими специалистами. Импульсивный свет, октобоксы, софтбоксы — все новое, но по мощностям, как выяснилось, слабое. Пришлось докупать необходимое оборудование на 1600 рублей. И это пока для одного зала, — делится предприниматель.
Работа над ошибками
Изначально, до открытия предприниматель предполагал, что успеет захватить новогодний сезон. И это была первая ошибка, так как сезон начался с ноября. Поэтому чуть более половины клиентов было потеряно.Второй ошибкой стала неправильная проработка рекламы. Для сайта, конечно, нужны были фото готовых интерьеров, поэтому делать его раньше было бессмысленным. А вот в социальных сетях дал рекламу раньше.
Хочешь или нет, а клиента завлекать надо. В данном случае почти за ручку приводить. Чтобы познакомить желающих с фотостудией, Владислав провел бесплатный фотодень. А в январе предоставил скидку на аренду залов. Вместо 35 рублей в час — 20. После чего, кстати, клиенты оживились.
Для тех случаев, если у клиента нет возможности, желания или времени, чтобы найти личного фотографа, по договору подряда в студии работает собственный. И действуют пакеты услуг от 80 до 150 рублей, которые зависят от времени на фотосессию и количества отретушированных фотографий. В штате пока только администратор. Со временем и судя по тому, как бизнес будет развиваться, Владислав добавит другие направления. Например, прокат одежды для съемки, наймет визажиста, стилиста.
Конечно, у предпринимателя сейчас период работы в минус, но он целенаправленно хочет просуществовать, как минимум, год, пережить все сезоны. Особенно лето — для фотостудий период затишья, что станет своеобразной проверкой и на выдержку, и на грамотность работы с клиентами.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
• Арендная плата 1800 рублей (150 кв. м)
• Стоимость ремонта и мебели 20 000 рублей
• Оборудование для съемки 2000 рублей
• Стоимость одного часа съемки 35 рублей
malyshchyts@sb.by