20 — 26 февраля — Масленичная неделя: народный календарь и традиции

Проводы зимы

20 — 26 февраля — Масленичная неделя. И это те самые семь дней, которые остались от существовавшего когда–то куда более продолжительного по времени праздника. Предполагают, он совпадал с Новым годом по восточному календарю. И в отличие от других известных праздников, представляющих собой уже откорректированную христианством версию, сохранял активные языческие черты, отчего по церковному повелению и был сокращен в середине ХV века до недельного срока. И все живущие и доселе пышные и нарядные праздники с совершенно разными названиями — «фашнахт», «фашинг» — у немцев, «менсопуст» и «запуст» — у поляков, знаменитый карнавал в Рио–де–Жанейро, наша Масленица — на деле близнецы–братья. Только возникшие на разной этнической почве и впитавшие свои, местные традиции и колорит. Однако суть у них общая — проводы зимы, расставание со старым временем, которое нужно непременно отправить, прогнать, чтобы приблизить весну.

Фото  БЕЛТА.

Исследователи полагают, что в своих истоках масленичный обряд связан с поклонением древнему божеству Велесу, в ведение которого попадали важные жизненные дела и проблемы: память и почитание предков, создание и сохранение семьи, забота об увеличении потомства, здоровье, сила, благосостояние, а это значит — плодородие, богатый урожай, плодовитость домашних животных. Велеса считали также патроном диких животных. Вместе с тем это божество не требовало каких–либо кровавых жертв, в отличие от иных «коллег», и его называли белым. К тому же в наступивший период происходит отел домашнего скота, увеличивается поголовье, и такое радостное событие встречали с главными по тому времени белыми продуктами: молоком, маслом, творогом, сыром, сметаной. После длительного перерыва начинали нестись куры, значит, увеличивалось и количество яиц.

Еще Масленица закрывает очередной свадебный период. И, кстати, когда–то нашим предкам именно на Масленицу разрешалось вступать в брак без родительского благословения, то есть «умыкать жен», о чем пишется в летописях. Так и говорится: «нiкога не пытаюцца, а ўжо потым прыязджаюць за падушкамi».

То, что праздник был когда–то посвящен Велесу, подтверждает белорусский этнофольклорный материал. «Центральный» день масленичной недели, четверг, у нас назывался «валоссе». Еще одно его название — «тлусты» (в России — «жирный»). И это настоящий «фест» хозяек — занимавшихся и коровами, и овечками. На центральной Минщине в этот день женщины украшали своих подопечных: из вереска, веточек клюквы плели подобие веночков, которые прикрепляли на рога коровам, в дело шли также бумажные цветочки и даже «куплёныя» ленты. А потом, принарядившись, собирались вместе, прихватив «пачастункi», и, можно сказать, забыв о семье, гуляли всю ночь. Причем на такое «баляванне» кавалеров не звали. Более того, случайно встреченных мужчин заставляли откупаться, а то могли и тумаков запросто надавать. Про «жаночыя нападкi» вспоминал В.Короткевич, которого уже в 60–е годы вместе с Я.Брылем как–то в подобной ситуации «жанчыны паднялi на ўра».

А мужчины–«гаспадары» в масленичный четверг занимались своим делом — объезжали молодых коней. В гривы животных вплетались ленты, к дуге прикреплялись колокольчики.

Что касается главного масленичного угощения — блинов, у нас выпекали их в великом множестве: пушистые на «сыраквашы», дрожжевые, с нарезанным и добавленным в тесто луком, сладкие с маком, тоненькие «налiснiкi» с разнообразными начинками — грибами, рыбой, яйцами, творогом. На стол выставляли огромное блюдо с крохотными, «на один укус» оладушками, получившими говорящее название «хапанец».

Тут стоит вспомнить еще один интересный обычай — под названием «калодка». Его цель — напомнить молодежи, что надо своевременно думать о создании семьи. Тем, кто затягивал с этим ответственным шагом, девушкам также, в «наказание» к одежде прикрепляли какой–либо малоприятный предмет — кусок дерева, яичную скорлупу, остов от селедки... За избавление от «украшения» требовался выкуп. Похожие обряды бытовали у поляков и немцев. Причем там могли прицепить уже не щепку, а к спине — целую дверь, с которой нужно проходить день напролет.

В масленичную субботу полыхало чучело Масленицы — по сути, так сжигали и прогоняли саму зиму. Для «вогнiшча» каждый приносил из дому разное «рыззё» и бросал его в большой общий костер. Все мысли людей были направлены на изгнание старых бед и проблем, а действия открывали дорогу новому — весне.

Советская Белоруссия № 33 (25168). Пятница, 17 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter