Проверяющие приходят и уходят, а люди гибнут

НА СОВМЕСТНОМ заседании коллегий Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля обсуждена реализация Указа Президента «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Отмечалось, что после вступления в силу президентского указа количество проверок значительно уменьшилось. Обеспечена координация действий надзорных структур. Совместные проверки составляют теперь треть от всех проведенных. Значительно сократилась «проверочная нагрузка» на крупные производственные предприятия. В результате исполнения требований Директивы № 4 контрольная и надзорная деятельность приобрела более системный характер.

Со стороны надзорных органов нет должного внимания безопасности граждан на работе и дома.

НА СОВМЕСТНОМ заседании коллегий Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля обсуждена реализация Указа Президента «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Отмечалось, что после вступления в силу президентского указа количество проверок значительно уменьшилось. Обеспечена координация действий надзорных структур. Совместные проверки составляют теперь треть от всех проведенных. Значительно сократилась «проверочная нагрузка» на крупные производственные предприятия. В результате исполнения требований Директивы № 4 контрольная и надзорная деятельность приобрела более системный характер.

Однако, как подчеркнул Генеральный прокурор Республики Беларусь Владимир Василевич, все проводимые проверки — это лишь промежуточный этап на пути к достижению конечной цели: оптимальному регулированию экономических отношений, развитию производственной и личной инициативы, надежному обеспечению защиты прав граждан и субъектов хозяйствования. «По этому конечному результату можно судить, насколько мы с вами действительно эффективно работаем», — сказал глава Генпрокуратуры.

Между тем анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что не все министерства и ведомства при осуществлении контрольных функций в 2010 году в полной мере выполняли предписания президентского указа. Так, на счету Министерства энергетики Беларуси более 56,4 тысячи проверок, что составляет 25 процентов от всех проведенных в стране. При их назначении соответствующие органы нередко не имели для этого полномочий и оснований. Случалось даже, что, вопреки указу, проверки проводились в отношении субъектов, с момента создания которых прошло менее двух лет.

По мнению председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Александра Якобсона, сокращение проверок не самоцель. Не следует приравнивать надзорные функции к контрольным. Надзор — это техническая работа, мониторинг, который не должен нести карательного характера. Результаты таких проверок надо оценивать не количеством наложенных штрафов, а улучшением ситуации. Но при этом спрос за выполнение предписаний должен быть самым строгим. Вопиющий, иначе не назовешь, факт, когда, несмотря на запрет пожарной инспекции, датированный июнем 2004 года, Дом культуры в деревне Вишнево Воложинского района эксплуатируется до сегодняшнего дня. В течение семи лет в здании проводятся массовые мероприятия, значит, существует реальная угроза жизни людей.

Участники совместного заседания отметили, что со стороны надзорных органов не уделяется пока должного внимания безопасности граждан на работе и в быту. Согласно данным Департамента государственной инспекции труда, число погибших на производстве выросло в 2010 году до 232 человек (в 2009-м — 208), потерпевших с тяжелым исходом — до 789 человек (в 2009-м — 733). Профилактические мероприятия МЧС не позволили радикальным образом изменить также ситуацию, сложившуюся с гибелью людей от огня. Их количество в прошлом году выросло с 1042 до 1110 человек, или на 6,5 процента. За январь-февраль 2011 года число погибших на пожарах увеличилось с 285 до 314 человек, или на 10,2 процента. Причинами недостаточной эффективности мероприятий по профилактике травматизма на производстве и соблюдению правил пожарной безопасности являются формальное планирование и низкое качество проведения проверок, отсутствие тесного взаимодействия с другими субъектами профилактической деятельности.

Генпрокуратура и Комитет государственного контроля подготовили изменения в Указ Президента от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», которые будут направлены на повышение эффективности проверок, сокращение их числа. В частности, предлагается ввести такие новые формы проведения контрольной деятельности, как мониторинг и обследование. Кроме того, планируется согласовать Указ № 510 с Директивой № 4.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter