Можно ли в бизнесе обойтись без проверок

Проверяя — доверяй

Министерство антимонопольного регулирования и торговли выступило в прошлом году с предложением ввести мораторий на проверки до конца 2020 года. Причина в том, что излишнее внимание контролеров нередко сдерживает бизнес, мешает его развитию. Но можно ли без проверок обойтись? Об этом — очередной выпуск специального проекта Агентства телевизионных новостей «На контроле Президента».


Этот паб в центре Витебска впервые журналисты АТН снимали в прошлом году. Заведение пользуется популярностью не только у местных жителей, но и у туристов. Казалось бы, работай и развивай бизнес еще больше. Но не все так просто, говорит владелец. Сразу после открытия не реже, чем посетители, сюда стали наведываться проверяющие. Как итог, выполняя требования каждого ревизора, на кухне места для персонала почти не осталось.

А все из–за многочисленных холодильников и раковин. Последние — обязательны даже при наличии современных посудомоечных машин. Такие правила. Кафе в старинном здании. Расширить площадь за счет сноса стен здесь нельзя — историческая ценность. К сожалению, такие примеры, когда абсолютно нелогичные требования проверяющих на корню вырубали перспективный стартап, еще два года назад были не редкостью. Председатель КГК Леонид Анфимов признает:

— Контрольное мероприятие где–то даже психологически дестабилизирует работу любого проверяемого субъекта. Надо отвлекаться от работы и руководству, и бухгалтерским и экономическим службам.

Серьезный разговор о том, что в контрольной деятельности нужно что–то менять, назревал давно. Об этом не раз говорил и Президент. Беларусь всегда стремилась к тому, чтобы сделать ведение бизнеса проще, но вместе с тем административных процедур для начала собственного дела хватало — более 900. Только чтобы открыть небольшое кафе, нужно было поставить галочки напротив 12 пунктов. На это уходило порой полгода. Не каждый выдержит такое испытание. А некоторые требования и вовсе абсурдны. Их выполнение не окупит даже прибыль от бизнеса.

В феврале прошлого года во Дворце Независимости состоялось совещание, в основу которого лег вопрос, как можно усовершенствовать контрольную деятельность. Ведь развитию деловой инициативы нужно не мешать, а помогать — этот тезис стал главным требованием Президента. Поэтому от ненужных правил, каждое из которых — лишь повод наказать руководителя, стоит избавляться, говорил Александр Лукашенко:

— Давайте не будем мешать, а помогать развиваться нашему бизнесу. Нельзя обременять кучей условий, которые — зацепка для контролера, чтобы наказать.

Итогом того совещания стал список из двух десятков задач. Главная — улучшить условия для деловой активности в Беларуси. Тогда же было решено создать межведомственный совет по координации проверок. При этом работа группы должна была стать публичной и с привлечением бизнеса и общественности. Леонид Анфимов поясняет:

— Мы собираем единое мнение в рамках совета и находим общие точки соприкосновения. И приходим к общему мнению, как надо действительно вести контрольную деятельность в стране — чтобы не помешать выстраиванию бизнеса и экономики в целом.

Спустя полгода после совещания у Президента Леонид Анфимов представил Главе государства проект указа о совершенствовании контрольной деятельности. Именно этот документ должен был определить, по какому пути пойдут ревизоры дальше. Александр Лукашенко выразился по этому поводу определенно:

— Мы действительно должны убрать все лишнее, что мешает работе людей, предприятий. Но контроль должен оставаться — нужный контроль для государства, который бы действительно раскрепощал людей и не мешал им работать.

Меньше чем через месяц 376–й указ был подписан. И уже с этого года если и не все, то многое в контрольной деятельности изменилось. Естественно, в сторону либерализации, как и требовал Президент. Понятно, что чем больше ревизоров, тем чаще проверки. Поэтому одно из основных нововведений, которые предписал указ, — сократить перечень контролирующих органов. Ведь, как показывает практика, порой даже разные ведомства проверяли одно и то же. В итоге таких госорганов и организаций стало меньше на треть.

Но это теория. А как же с практикой? Как обстоит дело с проверками? Журналисты АТН прибыли в Бресте на предприятие, которое перерабатывает более 2.000 тонн молока в сутки.

Представлять этого бизнес–гиганта не имеет смысла. О его достижениях сами за себя говорят лишь несколько цифр. За 10 последних месяцев компания отправила на экспорт почти 125 тысяч тонн продукции. Это уже давно не молочные реки, а настоящие «океаны», которые сегодня омывают даже страны Персидского залива. Понятно, что такая махина должна работать без перебоев — и речь не только о конвейерных лентах, но и о людях, которые сидят в соседнем офисе. Ежедневно завод выпускает около 1.300 тонн готовой продукции. И ее не только нужно продать, но и оформить все бухгалтерские документы. Стоит ли говорить, что постоянные проверки отвлекают специалистов от их прямых обязанностей. Заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО «Савушкин продукт» Елена Бабкина говорит:

— Проверки были разноплановые — и налоговая инспекция, и санстанция, и Госатомнадзор. Бывало, что проверки в какой–то степени дублировали друг друга...

Для того чтобы увидеть, как часто проверяется это предприятие сегодня, тележурналисты попросили показать журнал проверок. Подобный документ есть в каждой организации. Именно сюда ревизоры вносят все пометки о состоявшихся проверках. Елена Бабкина показывает:

— Если в 2016 году у нас на предприятии было 18 проверок, то в 2017–м их было 5. А в 2018 году — только одна проверка.

Высокая репутация ОАО «Савушкин продукт» позволила войти в список добросовестных предприятий.
фото белта

То есть проверять и правда стали меньше. Кстати, что касается конкретно этого предприятия, то у него есть еще и своеобразный оберег от ревизий. Завод входит в список так называемых добросовестных предприятий. Чтобы попасть в этот элитный клуб, репутация организации не должна быть запятнана во время прошлых проверок. Также учитывается создание новых рабочих мест, время, которое предприятие представлено на рынке, и участие в социальных проектах.

Но, к сожалению, не все белорусские предприятия развиваются по примеру этого брестского завода. Журналисты приехали на экспериментальную базу «Зазерье» в 50 километрах от Минска. Хорошим хозяйственникам этого лучше не видеть! Заместитель начальника управления АПК КГК Минской области Нина Барсукова отмечает:

— Навоз не вывозится. Скоро будут кучи выше ферм. Полная бесхозяйственность, разрушенные здания. Мусор не вывозится.

Эта экспериментальная база давно знакома не только контролерам. Корреспонденты Агентства теленовостей три года назад сюда уже приезжали. За это время так ничего и не изменилось. Находясь в таких местах, понимаешь, что полностью отменять проверки тоже нельзя. Ведь если руководство хозяйства даже под пристальным взором контролеров ничего не делает, то что будет без него?

Отбирать предприятия для выборочных проверок ревизоры будут на основе результатов оценки степени риска и анализа имеющейся информации. Как это работает, тележурналисты увидели на примере Министерства труда и социальной защиты. Сегодня, перед тем как назначить проверку, это ведомство изучает базу страховой компании, рассказывает первый заместитель директора Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Александр Семич:

— Первое — это несчастные случаи и все, что с ними связано. Второе — задержки выплаты зарплаты либо выплаты в размере минимальной установленной. Третье — наличие обоснованных обращений граждан.

По аналогичной системе сегодня работают все контролирующие и надзорные органы. То есть на предприятие, если оно не попадало в список нарушителей, сегодня с проверкой никто не придет. У всех ревизоров свои оценки степени риска, но суть у них одна — отделить зерна от плевел.

В подтверждение этому еще одно нововведение: сегодня необоснованные проверки будут наказываться не только рублем. Ответственность за такую хлестаковщину предусматривает и увольнение. Показательный пример произошел в феврале в Витебске. Один из контролирующих органов, прикрываясь приказом Минздрава, начал проверять частные клиники и стоматологические кабинеты. И все бы ничего, да вот только этот приказ на частников никогда не распространялся. Виновных нашли и наказали.

Но бывают и исключения, когда решения нужно принимать незамедлительно. Пример — инцидент в торговом центре «Арена–Сити». Часть потолочного перекрытия рухнула на людей. Пострадала девушка — продавец цветочного павильона. Тогда сложно было предположить, какие именно последствия будут у ЧП. Поэтому решение закрыть часть ТЦ до завершения проверки было принято на следующий же день.

После инцидента в «Арена–Сити» началась полномасштабная проверка не только торговых центров, но и других мест с массовым скоплением людей. Это, кроме магазинов, кинотеатры и спортивно–развлекательные заведения.

Что же касается маленького паба в центре Витебска, то с тех пор, как там впервые побывали корреспонденты АТН, здесь больше не было ни одной проверки. Ведь заведению еще нет двух лет. А значит, проверять его запрещено. Вот такой маленький пример больших перемен.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter