Проверки по поводу проверок

В 2006 году количество проверок должно заметно сократиться. Пора на деле реализовать указ Президента, разрешающий в год только одну плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.

В 2006 году количество проверок должно заметно сократиться. Пора на деле реализовать указ Президента, разрешающий в год только одну плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности на предприятии. Об этом шла речь на заседании совета по координации контрольной деятельности в Беларуси, которое провел председатель Комитета госконтроля Анатолий Тозик.

— Впечатление, что сотни чиновников просто не знают, чем заняться. Месяцами проверяют одно и то же, затем уходят ни с чем. Зачем, спрашивается, приходили? – риторически спросил Анатолий Тозик.

Что проверяли, скажем, 11 раз в Витебском городском роддоме? Почему на мясокомбинат – по 15—20 проверок, а на машиностроительный завод 5 лет может не заходить ревизор? Разбираясь, Комитет госконтроля, Минфин и прокуратура республики провели мониторинг 54 организаций, которые проверялись чаще всего. Выяснилось: в 2004 году там в среднем прошло 10, а в I полугодии 2005 года –

6 проверок. И если малый бизнес затронули уже меньше, чем в 2003 году, то на крупных предприятиях побывали чаще. Оценки мониторинга частоты проверок совпали с выводами исследования деловой среды в стране, проведенного МФК. Почти две трети проверок финансово-хозяйственной деятельности провели налоговые органы, и основная их часть – вне планов

(73 процента в 2004-м и 79 процентов

в I полугодии 2005 года).

По сути, обходя указы, разные ведомства включают в планы координации лишь часть своих мероприятий. А потом и возникают ситуации… 38 проверок с начала года на Добрушской фабрике «Герой труда»,

25 налоговых проверок на «ГродноАзот» (и это кроме комплексной ревизии и тематических проверок). Любопытно, что мониторинг обнаружил 30 внеплановых проверок, которые провели госорганы, вообще не имеющие права на такое. Обнаружились и вопиющие случаи: предписание на проверку выписывают на год, без указания объекта и срока, инспектор применяет его как угодно… А книга учета проверок почти нигде не ведется как положено. При этом возможность неограниченных проверок закреплена в инструкции, принятой постановлением МНС № 124 от 29 декабря

2003 года.

В Минске и на Гомельщине распространены налоговые проверки дебиторов по просьбе предприятий, то есть инспекции МНС подменили финотделы кредиторов. На Брестчине лишь 12 процентов мероприятий плановые, низка результативность рейдов. «Надо всегда взвешивать достаточность оснований для проверки», – считает Анатолий Тозик, обратив внимание на недопустимость заказных проверок.

По словам министра по налогам и сборам Анны Дейко, инструкция № 124 будет пересматриваться, а МНС обсудит ситуацию на своей коллегии. Проверки по дебиторской задолженности все же в интересах пополнения бюджета. Ведь не секрет, что только 70 процентов платежей поступает добровольно, прочее приходится взыскивать. Эту реальность призвал учесть заместитель премьер-министра Андрей Кобяков. Но заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич напомнила членам совета: сокращение числа проверок – одно из ключевых требований Президента. К сожалению, его выполнили лишь юридически. И сегодня в адрес проверок и проверяющих нет добрых слов ни у рабочих, ни у директоров, ни у предпринимателей. Поэтому быстро, не откладывая, надо подготовить проект указа, строго регламентирующего эту сферу, поднять уровень принятия решений, не отдавать их на откуп рядовым клеркам. Анатолий Тозик добавил, что нужен исчерпывающий перечень оснований для назначения проверки. По итогам обсуждения совет поручил МНС принять меры для исключения множественных проверок одного и того же объекта в течение года.

Совет обратил внимание на дублирование в учете результатов контрольных мероприятий. Минстату поручено заняться разработкой формы госстатотчетности о результатах, а также вместе с Минфином изменить существующую форму № 2 –ревизия. Как сообщает пресс-центр КГК, серьезной критике на совете подвергся ведомственный контроль в «Белместпроме» и Минсельхоз-проде. Кроме того, рассмотрены результаты работы Брестского областного совета по координации контрольной деятельности, вопрос создания такого совета в Минске. Утверждены план работы совета и план совместных проверок (ревизий) на первое полугодие 2006 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter