Проверки перед дорогой

Автомобильный рынок Беларуси уже не вмещается  в рамки устаревшей инфраструктуры

Автомобильный рынок Беларуси уже не вмещается  в рамки устаревшей инфраструктуры. Пробки на главных городских «артериях» в час пик, забитые до отказа парковки во дворах, очереди на СТО – все это следствие стремительно увеличивающегося автопарка.

Как отмечают в Автомобильной ассоциации «БАА», ныне в Беларуси среди стран СНГ самый высокий уровень «автомобилизации» населения. В среднем каждый третий соотечественник «рассекает» на собственном автомобиле, а количество «железных коней» в республике недавно превысило рубеж в 3,2 млн. Только в нынешнем году по итогам января—октября в страну было ввезено  более 130 тыс. авто. Понятно, что «подтягивать» инфраструктуру к численности автопарка – задача  сегодня стратегически важная. Ведь тратятся в данном случае не только нервы автолюбителей, но и немалые средства. Рачительные европейцы даже подсчитали, что, простаивая в пробке, автомобили не только жгут бензин, но и заставляют экономику работать в убыток. «Съедаются» человеко-часы и прочие ресурсы. В итоге только бюджет стран ЕС из-за дорожных заторов недополучает около Ђ 12 млрд. в год.

Однако, делая акцент на  развитие дорожного и парковочного хозяйств, не стоит забывать и про другие направления обслуживания автотранспорта. В Министерстве транспорта и коммуникаций активно намекают на необходимость расширения в Беларуси сети диагностических станций «для обеспечения качества, эффективности и объективности прохождения государственного техосмотра». В настоящее время в ведомстве считают нагрузку на диагностические станции высокой, поэтому принята специальная программа развития их сети. На прошлой неделе неподалеку от поселка Вишневка под Минском на базе предприятия «Белинтер-транс» открылась новая диагностическая станция по проведению тех-осмотра. Она стала 197-й в Беларуси. «Их количество будет увеличиваться, до конца ноября будет открыта еще одна станция, а на конец текущего года их количество достигнет 200», — с удовольствием констатирует замминистра транспорта и коммуникаций Иван Щербо. При этом чиновник отмечает, что госпрограммой к концу 2010 года запланировано создать еще минимум два десятка таких объектов:  «Если ежегодный прирост транспортных средств в Беларуси не изменится и будет составлять 17—20 %  в год,  то к 2011-му нынешних мощностей может не хватить. Значит, наряду с возведением новых объектов, надо уделять внимание увеличению пропускной способности действующих». Тем более практика, когда на одной станции могут вводить 2—3 диагностические линии, уже существует.

Сегодня только в Минске функционируют 28 диагностических станций, по несколько работают в каждом областном центре, но РУСП «Белтехосмотр» Министерства транспорта и коммуникаций ставит своей задачей в перспективе обеспечить станциями диагностики каждый районный центр. Существуют и технические новшества, позволяющие решить эту проблему, — в сельской местности или удаленных районах Беларуси гостех-осмотр сегодня проводят 24 мобильные станции. «Большинство из них находятся в Могилевской и Гомельской областях, как наименее покрытых стационарными диагностическими центрами. Возможно, в будущем их заменят стационарные станции, но в каждой области будут действовать, как минимум, две мобильные станции», — пояснил Иван Щербо. Главный принцип, который будет соблюдаться при любых обстоятельствах, — «сетка» станций диагностики должна иметь величину «ячейки» не более 50 километров.

Что же касается вновь открытой станции, то генеральный директор «Белинтертранса» Вячеслав Довнар указывает: ее появление запланировано в первую очередь для обслуживания нужд собственного предприятия. «Гонять» дважды в год на окрестные диагностические станции около полутора сотен автомобилей, принадлежащих холдингу, — удовольствие явно не из дешевых. Тем более что в случае обнаружения неполадок приходилось делать несколько неблизких рейсов, а это экономически нецелесообразно: тратилось не только горючее, но и драгоценное время — в очереди на техосмотр больше-грузным автомобилям сегодня приходится стоять по несколько суток. В итоге, только обслуживая свой собственный автопарк, коммерсант планирует окупить проект за 2—3 года.

Ожидается, что почти 85 % транспортных средств, проходящих гостех-осмотр, составят автомобили, автобусы других компаний, а также частных владельцев. Услуги станции диагностики будут востребованы и владельцами легковых автомобилей, ведь если разделить белорусскую столицу на сектора, выясняется, что все диагностические станции сконцентрированы в южной части города. На севере Минска станций нет — автолюбителям приходится ездить за десятки километров в другие города: Жодино, Логойск, Раков, Воложин. Только там можно сегодня  пройти техосмотр без очередей.

На снимке: автомобиль Героя Беларуси Михаила Высоцкого проверяет инженер-диагност Вячеслав СИЗЯКИН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter