Нелегальная «почта», организованная транспортниками, вполне может использоваться и наркокурьерами

Проверки на дорогах

— Нет-нет, сюда нельзя! Видите, все занято! — грубовато одергивает меня водитель автобуса.

Вижу. В начале салона действительно сесть некуда — сумки, свертки, коробки. Ими завалены два пассажирских сиденья и солидная часть прохода. Значит, у водителя — удачный рейс. Не удивляюсь. И даже, пожалуй, не возмущалась бы в душе — за последние годы к этой картинке в автобусах и маршрутках, следующих по самым разным направлениям, уже привыкла. Если бы не одно, как в таких случаях говорят, «но».


Да, практически все водители на междугородних и даже пригородных маршрутах подрабатывают доставкой грузов. И это давно не секрет. Посылки принимаются на виду у контролеров и пассажиров без какого-либо ограничения по объему, весу и содержимому. Перекинуть студенту в Минск сумку с харчами? Двадцать тысяч рублей шоферу, и через три-четыре часа груз будет привезен из любого областного центра в столицу. Доставить краску, обои и даже керамическую плитку с минского рынка в Витебск или Могилев? Моя знакомая таким образом сделала ремонт в квартире: родственники закупали материалы на оптовом рынке в Минске, а она принимала их уже на витебском автовокзале. Говорит, здорово сэкономила на доставке. Точно так же передают туда-обратно деньги, документы и… наркотики.

Вы удивлены? Зря. Я, например, ничуть не удивилась, когда в Витебске на судебном заседании по делу крупнейшего в стране интернет-магазина «Абракадабра» свидетели утверждали: все реагенты для изготовления спайсов подсудимые получали из Минска с помощью общественного транспорта. До сих пор неустановленный поставщик именно через водителей автобусов и маршруток снабжал своих витебских «деловых партнеров» психотропом. 

А ведь и в самом деле, для трафика запрещенных веществ нет коридора надежнее, чем автобусы да маршрутки. ГАИ их не остановит, груз не досмотрит. Водителю вообще все равно, что везти, — лишь бы денежку платили. И наркодилеры, скажем, тоже ничем не рискуют: никто их документы не проверяет, внешность не запоминает, содержимым посылки не интересуется. А самое главное — получатели товара своих поставщиков в лицо не видят, чуть что — и опознать не смогут. Стопроцентная анонимность, что очень удобно при организации разветвленной интернет-сети по распространению тех же спайсов или миксов. 

И вот смотрите, что у нас получается. Сегодня ни один массовый праздник не проводится без обязательного досмотра и специальных металлорамок. В людных местах установлены видеокамеры. Вокзалы и станции метро патрулируют милиционеры. Уже набили оскомину автонапоминания о том, как нужно действовать при обнаружении подозрительных бесхозных вещей. Но кто, скажите, гарантирует безопасность нам, пассажирам маршруток и автобусов? Я вот лично не уверена, что кто-то не захочет переслать, скажем, из пункта А в пункт Б какой-нибудь выкопанный в лесу трофей времен войны минувшей. Недавно, кстати, в Дубровенском районе такой копатель погиб, когда искал старые снаряды. Да, спайсы в дороге не взорвутся. Но как-то не по себе — знать, что ты можешь ехать в одном салоне с тем, что потом станет причиной людских страданий и нелепых смертей. 

Исполняющий обязанности начальника управления по наркоконтролю УВД Витебского облисполкома Олег Сурков тоже считает, что нелегальная «почта», организованная транспортниками, вполне может использоваться и наркокурьерами. Это же не официальная экспресс-доставка, где предварительно нужно оформить массу документов. И даже не поезд, проводники которого у вас ничего не возьмут без разрешения начальства. Как это пресечь? Никак — каждую маршрутку и автобус тормозить не будешь, все посылки не проверишь. Милиция имеет на это право только в случае получения точной оперативной информации с соблюдением всех формальностей. Но мой собеседник убежден: транспортная инспекция и руководство автопредприятий явно недорабатывают в этом плане — именно они должны следить за соблюдением установленных правил: водители не имеют права перевозить «левые» грузы.

Удивительно, но если даже работники Минтранса, транспортной инспекции установят, что водитель что-то на свой страх и риск перевозит, это сойдет ему с рук. В соответствии с правилами перевозки пассажиров, утверждает  сотрудник  транспортной инспекции Сергей Глембовский, в обязанности водителя сия услуга не входит, но она и не запрещена. Так что профилактика самовольного расширения «обязанностей» в основном ведется с помощью устных предупреждений. Причем весьма неэффективно… 

Уже представляю возражения начальников автопредприятий, ссылки на низкую прибыльность рейсов, маленькую зарплату, проблемы с кадрами. Я им верю. 

А также верю в то, что даже при всем этом никак не должна страдать безопасность людей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter